Смекни!
smekni.com

Сергей Басов

В. Вешнев

Басов Сергей Александрович (1869–) (псевдоним Верхоянцев) — поэт. Родился в Тульской губ., в дворянской семье. Б. начал свою литературную деятельность в 1896, в «Русском богатстве», стихами, служившими ответом на стихотворение Веры Фигнер, проникнутое мрачным настроением. Стихотворение Б. было подписано буквой М. и приписывалось Н. К. Михайловскому ; оно начиналось словами «Когда мучительно и больно...» (Тютчев Н. С., Революционное движение 1870–1880, ч. 1, М., 1925). Широко стал печататься только после 1905. В это время выходят его: памфлет «Что делал король французский со своим народом и что народ сделал с ним» (конфискован в 1907), сказка «Конек-скакунок» (конфискована в 1907 и под разными названиями переиздавалась подпольно в России и за границей), «Дедушка Тарас» (подпольное издание), «Черная сотня» (подпольное издание), «Сказ — отколь пошли цари у нас», сборник сказок «Венок» и много других. За последние годы вышли поэмы: «Расея» (в изд. Реввоенсовета республики в 1923 и «Молодой гвардии» в 1927) и «Калинов-город» (в изд. «Молодой гвардии» в 1927). Тема сказки «Конек-скакунок», написанной стихами под народный лубок — русская революция 1905, ее временное поражение и новая революция (при том же царе «Берендее», олицетворяющем Николая II), отдающая все национальные богатства и власть в стране в руки трудящихся. История этой сказки представляет большой литературный и политический интерес. Сказку решилось выпустить революционное изд-во Распопова без всяких изменений в декабре 1906. Принимая по недоразумению «Конька» за известную Ершовскую сказку («Конек-горбунок»), полиция долго не препятствовала его распространению. Но и после того, как власти хватились, Распопов со своим сотрудником В. А. Дешиным продолжал издавать книжечку под разными названиями («Шапка-невидимка» и др.). В короткое время успели распространить так. обр. до полумиллиона экз. Посыпались кары. Попытка проф. Н. Котляревского представить «Конька-скакунка» в Академию наук на соискание Пушкинской премии конечно потерпела неудачу. Мало того что сказка была конфискована, за раскрытие ее источников была объявлена крупная денежная награда. В противовес этой сказке черносотенцы выпустили свою «Новый Конек-скакунок». Полиция первое время не разбирала, «новым» или «старым» «конем» торгует газетчик, — и всех тащила на расправу. За чтение крамольной побасенки стали предавать военному суду. Последний процесс происходил в Омске в 1910. Перед судом предстали два солдата, читавшие «Конька» в казарме своим товарищам. Прокурор требовал каторги. Защитником выступил С. С. Анисимов (автор известных книг по географии и этнографии). Не столько доводы защитника, сколько личные его связи с некоторыми офицерами, входившими в состав суда, решили дело: солдаты были оправданы.

В поэме «Калинов-город» Б. дал интересный эпизод из гражданской войны и вывел художественно-положительный тип из той еврейской бедноты, которая вместе с русским рабочим классом и крестьянством опрокинула режим классового и национального угнетения.

Поэма «Расея» рассказывает всю историю России, начиная с так наз. «призвания варягов» и кончая Октябрьской революцией. Не будучи вполне выдержанной в историческом отношении, поэма однако отличается от народного лубка. Последний больше интересовался анекдотом и личностью, а не сущностью и смыслом события. Свой исторический рассказ Б. назвал поэмой. Это название народного лубка не обычно, но вполне законно, т. к. рассказ Б. воспевает наступление русского трудового народа на своих вековых угнетателей. Через всю поэму проходит идея бессилия крестьянского движения победить без пролетарской поддержки. Победу может принести только смычка между рабочим и крестьянином. Поэма завершается победным пафосом.

Художественные качества поэмы «Расея» характерны для творчества Б. Она являет сложное сочетание разных ритмов: сказочного, былинного, песенного и частушечного. Эта мозаика оправдывается названием «поэма». Автор хорошо владеет каждым из этих ритмов. Появление православия на Руси рассказывается частушкой. Вечевой вольный Новгород воспевается песенным ладом. Когда же по ходу событий нужно сохранить торжественную эпическую серьезность, он обращается к безрифменному, былинному ладу — спокойному и тягучему. Так он прибегает к нему, когда рассказывает эпопею завоевания московскими царями вольного Новгорода. Все поэмы и сказки Б. отличаются лексическим богатством народной речи. По содержанию, по художественным свойствам творчества Басова можно считать основателем особого литературного жанра — революционно-художественного лубка. Литературная деятельность Б. протекала в тесной связи с его революционной деятельностью. Последнюю он начал в 1887, руководя стачкой на Тульском заводе Гайцурова. Много раз сидел в тюрьмах, был в продолжительной якутской ссылке. С 1919 Басов — член ВКП(б); в 1927 получил почетное оружие за служение делу пролетарской революции. В настоящее время состоит членом Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница».

Список литературы

Главнейшие критические статьи и отзывы о книгах Б.: Вешнев В., Художественный лубок, «Известия ЦИКа» от 23 дек. 1923

Иоаннисиани А., Солдатский лубок, «Просвещение на транспорте», № 1, 1925

Федоров-Давыдов Б., «Расея», «Печать и революция», кн. 3, 1925

Вайсброд А., Поэт революционного подполья, «Красная нива», № 46, 1926

Его же, Певец во стане революции, «Октябрь», кн. 1, 1927

Полонский Вяч., Б., Предисловие к I т. собр. сочин. Б., М. — Л., 1927

Вешнев В., Книга характеристик, М. — Л., 1928, от. о Б.