Смекни!
smekni.com

Оливер Кромвель. Жизнеописание (стр. 4 из 4)

Лорд-протектор: проблемы и достижения.

Оставшиеся пять лет жизни Кромвель управлял страной в качестве лорда-протектора, иногда прибегая к помощи парламента, иногда обходясь без него. Но, подобно королям прежних времен, он неизменно зависел от консультаций и поддержки Государственного совета (позднее названного Тайным советом). Первая сессия парламента протектората (3 сентября 1654 - 22 января 1655 года) была озабочена скорее пересмотром конституции, чем разработкой и принятием новых законов. Разногласия между лордом-протектором и парламентом оживили надежды роялистов на успех. В результате 22 января 1655 года Кромвель распустил парламент, а в марте 1655 года вспыхнуло роялистское восстание. И хотя оно было немедленно подавлено, лорд-протектор ввел в стране полицейский режим майор-генералов. Снова была введена цензура. Этот режим оказался крайне непопулярным и разорительным. Кромвель разделяет Англию и Уэльс на 11 военно-административных округов во главе с майор-генералами, наделенными всей полнотой полицейской власти. Сам Кромвель, по собственному его слову, становится констеблем - стражем порядка.

Он теперь постоянно опасается покушения на свою особу, не доверяет личной охране и даже самым близким родственникам и носит под одеждой тонкую кольчугу.

Тем временем Англия оказалась вовлеченной в новую войну, на этот раз с Испанией (октябрь 1655 года), и Кромвель был вынужден созвать новый парламент, чтобы утвердить военные расходы. 17 сентября 1656 года прошло первое заседание второго парламента протектората, где Кромвель вновь столкнулся с серьезной оппозицией, особенно со стороны ярых республиканцев, возражавших против самой идеи протектората. В результате парламент был подвергнут "чистке", из него были удалены 160 членов, многие из которых отказались присягнуть на верность режиму. Те, кто остался, в основном сотрудничали с Кромвелем и Государственным советом, хотя и выступали против системы местного управления с помощью генерал-майоров. Тогда же группа правоведов и гражданских лидеров предложила заменить военную диктатуру конституционной монархией (королем должен был стать Кромвель) и создать государственную пуританскую церковь.

Кромвель вынужден был отказаться от предложения, поскольку эта идея встретила неприятие его старых армейских друзей и соратников. Тем не менее была принята новая конституция, по которой восстанавливалась палата лордов; в палату общин допускались все, кроме явных роялистов; место Государственного совета занял Тайный совет; кроме того, вводились некоторые ограничения власти лорда-протектора и свободы совести. Новая конституция, известная под названием "Покорнейшая петиция и совет" вступила в силу в июне 1657 (принята 25 мая 1657 года). Была сформирована верхняя палата, однако в палату общин вошли теперь ранее исключенные члены парламента, и в то же время ее покинули друзья Кромвеля, назначенные им членами палаты лордов.

Поэтому уже в июне 1658 года палата общин превратилась в арену нападок на лорда-протектора со стороны республиканцев, выступавших за отмену новой конституции. На этот раз Кромвель не сумел сдержать гнева и, убежденный, что за новым конфликтом последует вторжение роялистов, 4 февраля 1658 года распустил парламент.

Последние несколько месяцев жизни Кромвель правил без парламента. Война против Испании, которая велась в союзе с Францией, была выиграна фактически за счет побед на море. В декабре 1654 года в Вест-Индию была послана военная экспедиция, в мае 1655 года она овладела Ямайкой. Кромвель сделал все для того, чтобы превратить остров в процветающую колонию. Это был единственный существенный итог его проекта заморской "протестантской империи". Впрочем, в 1658 году он получил от французов порт Дюнкерк - в благодарность за поддержку Франции против Испании. После заключения мирного договора с Голландией в 1654 году начала развиваться внешняя торговля. Кромвель боролся с фанатичными пуританами за подлинную свободу христианских вероисповеданий, которая бы позволяла членам епископальной и Римско-католической церкви проводить богослужение в частных домах. Он позволил поселиться в Англии евреям, изгнанным еще Эдуардом I, назначил достойных судей и призвал своих советников-юристов к реформе законодательства и более дешевой судебной системе. Кромвель содействовал развитию образования, некоторое время был канцлером (номинальным главой) Оксфордского университета и помог основать колледж в Дареме.

Последний год жизни Оливера Кромвеля.

Между тем Протектору исполнилось 58 лет, и его здоровье сильно пошатнулось. Усилилась одутловатость лица, шаркающей стала походка, тряслись руки - он едва мог писать. Вне семьи он был почти одинок, и в делах государства он мог полагаться только на близких: младшего сына Генри - наместника Ирландии, своего зятя Флитвуда - фактически командовавшего армией, родственников, задававших тон в Государственном совете. Летом 1658 года тяжело заболела его любимая дочь Элизабет, и Кромвель две недели не отходил от ее постели.

Смерть ее была для него тяжелым ударом. В середине августа он сам заболел, и 3 сентября 1658 года в 3 часа ночи, в день его счастливых побед под Денбаром и Вустером, Кромвель умер. Перед смертью Кромвель назвал преемником своего сына Ричарда. Казна была совершенно пуста. Для устройства похорон пришлось прибегнуть к займу - на этот раз кредиторы не поскупились (на похороны было израсходовано 80000 фунтов стерлингов). Его тайно похоронили 10 ноября, через 13 дней после официальных похорон. "Узурпатора" похоронили в древней усыпальнице английских королей - в Вестминстерском аббатстве. Ричард Кромвель был провозглашен протектором, но, будучи человеком малоспособным и ничтожным, не мог справиться с трудностями положения и уже в мае 1659 года вынужден был отречься от своего звания.

Однако после реставрации (монархии) Стюартов по постановлению верноподданнического парламента 30 января 1661 года, в день казни Карла I, прах Кромвеля был извлечен из могилы, и после варварской процедуры "повешения цареубийцы" на виселице для уголовников в Тайберне, от трупа отсекли голову, туловище было зарыто в яме, выкопанной под виселицей, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца "на обозрение". Но уничтожить то, чего добился этот человек, они были не в силах.

Случилось так, говорил в свое время Кромвель, вспоминая гражданскую войну: когда всевышнему угодно было собрать компанию людей бедных и презираемых, не сведущих ничего в военном деле и, более того, лишенных природного предрасположения к нему ... "господь благословил их и споспешествовал всем их начинаниям". В свете этой доктрины несомненно искренним было признание Кромвеля: "Я бедное, слабое существо... призванное, однако, служить господу и его народу". "Всевышний, - говорит старая иезуитская поговорка, - хоть и изощрен, но не злонамерен". И потому Господь, поглядев некоторое время на республиканскую и демократическую Англию, очевидно, счел эксперимент не совсем удавшимся и не стал продолжать его.

Исторические итоги протектората Кромвеля.

Увы, первая и последняя в Англии республика держалась лишь на его железной воле.

Судя по тому, что страна была в долгах и в казне не было ни гроша, хозяйственником он был не ахти. Протектор явно не смог ни экономически, ни политически закрепить свой успех, в последние годы жизни народ побаивался его и не доверял. И потому в общем-то не сопротивлялся возвращению династии Стюартов.

Если подходить к истории буквально, четыре года республики и пять лет протектората никак не повлияли на последующий политический курс Британии. Реставрация 1660 года вернула страну к тому же законодательству и тому же политическому устройству, какое существовало до гражданской войны.

Однако не следует забывать: бывают задачи, самая сложная часть которых - постановка. Курс на экономическую стабилизацию и защиту собственности, свобода слова и веротерпимость, объявленные республикой и Кромвелем, отразились впоследствии в мировоззрении либералов Локка и Адама Смита, в Декларации Независимости.

И в этом смысле кромвелевское "просветление", ощущение сопричастности к обустройству протестантского Нового Иерусалима мирового масштаба, каким впоследствии стали для всего остального мира Западная Европа и Северная Америка, не обмануло его - так простим же провидцам, доказавшим теоремы о существовании, расхождения в сроках.

Список литературы

1. Бэри Ковард. Оливер Кромвель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Все монархи мира. Западная Европа/ под рук. К. Рыжова. - Москва: Вече, 1999.

3. Мусский И.А. 100 великих диктаторов. - Москва: Вечер, 2000.

4. Всемирная история войн. Книга первая. Р. Эрнест и Тревор Н. Дюпюи. - Москва: Полигон 1997.

5. Энциклопедия "Мир вокруг нас" (cd)