"Разве могут 800 миллионов людей жить, не борясь?"
Мао Цзэ-дун
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года (в 19-й день 11-й луны 19-го года императорского правления под девизом Гуансюй) на юге Китая в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань. По словам Мао, его отец - Мао Жэньшэн за годы военной службы скопил немного денег, вернувшись в родную деревню, стал мелким торговцем. Он скупал рис у крестьян, а затем перепродавал его в город купцам па более высокой цене.
Отец Мао учился в школе только два года и знал иероглифы лишь настолько, чтобы быть в состоянии вести книгу приходов и расходов. Мать Мао была неграмотной женщиной. Она оказала большое влияние на сына, прививая ему буддистские убеждения.
Когда мальчику исполнилось пять лет, ему дали второе имя - Цзэдун, это означало, что детство окончено и он должен выполнять посильную работу. Через три года Мао стал посещать обычную школу. Обучение строилось на зазубривании канонических конфуцианских книг.
В 13 лет Мао, оставив школу, работал в поле и помогал отцу вести денежные счета. Через год отец женил Мао на девушке старше его на шесть лет (о ее дальнейшей судьбе ничего не известно).
Отец рассчитывал передать со временем свое торговое дело в руки сына. Но сын проявил характер. Он убежал из дому и стал брать уроки у безработного ученого-юриста. Так продолжалось полгода. Затем под руководством старого ученого он продолжал изучать китайских классиков, а также читать современную литературу.
В 1910 году Мао поступает в школу в Дуншане уезда Сянсян провинции Шунань. Учителя отмечали его способности, знание китайских классиков, канонических конфуцианских книг. Мао вспоминает о двух книгах, присланных ему двоюродным братом, в которых рассказывалось о реформаторской деятельности Кан Ювэя (сторонник либеральных реформ). Одну из них он даже выучил наизусть. Его любимыми героями стали основатель первой единой Китайской империи Цинь Ши-Хуанди, разбойники из романа "Речные заводи", военные и политические деятели эпохи Хань, выведенные в романе "Троецарствие", затем Наполеон, о котором он узнал из брошюры "Великие герои мировой истории".
В 18 лет Мао вступил в армию. Здесь, читая "Сянцзян жибао" и другие газеты, он впервые знакомится с идеями социализма. Через полгода Мао покинул армию, некоторое время жил в своей родной деревне и помогал отцу.
В 1913 году Мао приезжает в город Чанша - столицу провинции Хунань с твердым намерением продолжать образование. Он поступил в педагогическое училище, которое окончил в 1918 году. Мао Цзэдун и здесь читает китайских философов и писателей, конспектируя их мысли в своих дневниках. Его студенческие сочинения как образцовые вывешивались на стенах училища.
Мао в ту пору находился под сильным влиянием идей движения за новую культуру, которые проповедовал его любимый профессор Ян Чанцзи. Это течение искало способа соединить передовые идеи Запада с великим духовным наследием самого Китая.
С 1918 года начинается и увлечение Мао анархизмом, которое было длительным и глубоким. Он знакомится в Пекине с активными деятелями анархизма, вступает в переписку с ними, а затем пытается даже создать в Хунани анархистское общество. Он верит в необходимость децентрализации управления в Китае и вообще склоняется к анархистским методам деятельности. Мао увлеченно читает работы П. Кропоткина и других анархо-социалистов.
Октябрьская революция в России и победа Советской власти дали мощный толчок не только освободительному и демократическому, но и социалистическому движению в Китае. В стране создаются первые революционно-демократические объединения студенчества, из которых впоследствии вышли многие деятели Компартии Китая.
Приехав в Пекин в 1918 году по рекомендации профессора Яна Чанцзи, читавшего тогда лекции в Пекинском университете, Мао устроился помощником заведующего библиотекой Пекинского университета Ли Дач-жао. Это был образованный марксист и незаурядный деятель, который в 1919 году создал в Пекине кружок по изучению марксизма. Мао участвовал в его работе.
Мао Цзэдуну было 27 лет, когда он вступил в коммунистический кружок, а спустя год стал одним из основателей КПК. Он начал укреплять свое положение, дискредитируя признанных руководителей КПК Ли Дачжао и Чэнь Дусю, а одновременно организовывал травлю всех, кто выступал против выдвижения его самого.
В июле 1921 года после нескольких предварительных совещаний в Шанхае собрался съезд Коммунистической партии Китая. На съезде присутствовало по два делегата от каждой из шести групп. Мао представлял хунаньскую организацию.
На III съезде КПК в центре внимания был вопрос о тактике партии, то есть об отношении к Гоминьдану. В июне 1923 года было принято решение о том, что Гоминьдан должен выступить в роли основной организующей силы в национальной революции.
Мао оказался в числе наиболее активных проводников этой линии.
Выступая на съезде, он отказался от своей прежней позиции, когда высказывался за независимость профсоюзов. Мао выступил за передачу профсоюзов под руководство Гоминьдана. Его активный и быстрый переход на новые позиции обеспечил ему новое положение и в КПК, и в Гоминьдане. На III съезде он был избран в состав ЦК, а вскоре после этого (в январе 1924 года) назначен заведующим орготделом. На I съезде Гоминьдана Мао был избран кандидатом в члены ЦИК Гоминьдана.
В 1924 году Гоминьдан был реорганизован на более централизованных началах в политическую партию. Мао принял самое активное участие в форуме гоминьдановских лидеров, которые съехались со всего Китая. И когда в 1924 году Гоминьданом были созданы курсы по подготовке руководителей крестьянского движения, никтб не удивился тому, что именно Мао по предложению КПК стал одним из ведущих руководителей этих курсов, хотя до этого он крестьянским движением не интересовался.
В апреле 1927 года Мао был назначен членом постоянного комитета временного исполкома Всекитайской крестьянской ассоциации, находившейся под влиянием Гоминьдана. Даже промаоист Шрам отмечает, что Мао в ту пору продолжал настаивать на сотрудничестве не только с Гоминьданом, но и с Чан Кайши.
Между тем 12 апреля 1927 года Чан Кайши совершил контрреволюционный переворот в Шанхае. Через несколько месяцев представители Компартии были выдворены из Гоминьдана. По стране прокатилась волна массовых арестов революционных рабочих и крестьян. Этап существования единого общенационального фронта остался позади. Вспыхнула гражданская война.
На чрезвычайном совещании ЦК КПК 7 августа 1927 года руководство КПК взяло курс на организацию вооруженных восстаний. Августовское совещание выработало программу организации серии восстаний в деревне.
На этом совещании Мао был избран членом ЦК и кандидатом в члены Временного политбюро ЦК КПК В различные провинции, где крестьянское движение в ходе революции 1925-1927 годов достигло наибольшего размаха, для организации восстания, вошедшего в историю КПК как восстание "осеннего урожая", были направлены представители ЦК КПК. Мао отправился в родную провинцию Хунань.
Восстания "осеннего урожая" повсеместно закончились трагически. Ноябрьский пленум ЦК КПК 1927 года исключил Мао Цзэдуна из числа кандидатов в члены Временного политбюро ЦК КПК за ошибки, совершенные хунаньским провинциальным комитетом. Главная - установка лишь на военную силу. Данный пленум знаменит еще и тем, что на нем было употреблено новое понятие "маоцзэдунизм". Этот новый уклон характеризовался как "военный авантюризм".
Левацкий подход особенно четко выразился в 1930-1931 годах, когда Мао солидаризировался с Ли Лисанем, рассчитывавшим вовлечь СССР в мировую войну, чтобы ускорить тем самым китайскую революцию. За левацкий авантюризм Мао Цзэдун не раз подвергался партвзысканиям.
В январе 1935 года на совещании в Цзунъи Мао Цзэдун, сыграв на самолюбии военных, составлявших там большинство, и подвергнув критике председателя Военного совета ЦК КПК и политкомиссара Чжоу Эньлая, а также исполнявшего обязанности Генерального секретаря КПК Цинь Бансяна (Бо Гу), добился избрания себя в секретариат ЦК.
Возглавив в 1935 году КПК, Мао Цзэдун продолжал выступать с левацкой тактикой, которая могла привести к подрыву единого национального фронта Китая. Это четко проявилось во время так называемого сианьского инцидента в декабре 1936 года, когда Мао выступал за ликвидацию Чан Кайши, взятого в плен патриотически настроенными военными. Но в 1937- 1938 годах Мао Цзэдун резко повернул вправо, и в тех районах, которые контролировались китайской Красной Армией, подготовленная по его указанию октябрьская (1937) директива отдела пропаганды ЦК КПК запретила проповедь всякой классовой борьбы, демократии и интернационализма. А когда Мао и его сторонникам удалось в конце 30-х - начале 40-х годов оттеснить от руководства КПК коммунистов-интернационалистов, в ряде документов, предназначенных для партии и армии, была усилена националистическая пропаганда.
Чтобы удержать захваченную в КПК власть, Мао Цзэдун начал насаждать культ собственной личности. Основным средством для достижения этой цели становятся массовые политические кампании. В 1941 - 1945 годах, когда внимание и силы ВКП(б) были сосредоточены на борьбе с германским фашизмом, Мао проводил в Яньани чжэнфэн - "кампанию по упорядочению стиля", в ходе которой фальсифицировал историю КПК, представляя собственную фигуру в качестве главного ее персонажа, добиваясь абсолютного авторитета и полной власти в партии и в контролировавшихся Красной Армией районах. Эту кампанию характеризовало наличие продуманного плана с разнообразным арсеналом средств реализации.
Мао Цзэдун поставил под контроль средства информации, создал прочную опору в органах безопасности. Спецслужбы (которыми руководило его доверенное лицо - Кан Шэн, человек с подозрительным прошлым) развернули аресты лиц, "подозреваемых" в Связях с Гоминьданом и японцами. Честных коммунистов заставляли каяться во всевозможных антипартийных проступках, восхвалять Мао, почти все его оппоненты в руководстве КПК были вынуждены публично признать свои взгляды "вредными" или просто подчиниться решению осудившего их ЦК КПК.