Русский композитор. Родился в 1913 г. в уездном городе Ельце Орловской губернии. Отец - Николай Иванович, служил приказчиком у местных купцов. Мать - Варвара Васильевна, домохозяйка, была поглощена хлопотами о большой многодетной семье. Супруга – Клара Арнольдовна.
Тихон был младшим, десятым, ребенком в семье. Семья жила дружно. Достатка большого не было, но тот, что был, весь определялся на образование. Старшие братья окончили Московский университет. Один из средних, Глеб имел красивый певческий голос - лирический тенор, учился в Московской консерватории и Московском университете. Ему прочили блестящее будущее в вокальном искусстве, но началась Первая мировая война, он ушел добровольцем на фронт и погиб там в 1918 г. Старшие братья и сестры были уже взрослыми и горячо обсуждали все новинки, концерты, музицировали. В доме постоянно звучала музыка. На таких инструментах, как гитара, мандолина играли все. Тихон тоже играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С девяти лет он начал учиться играть на рояле.
Через два года из Москвы в Елец приехал В.Агарков. Ученик Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории, создателя одной из крупнейших пианистических школ России, он давал концерты, сочинял музыку, был даровитым и требовательным педагогом. Занятия с ним увлекли Тихона. Но едва ли не самой серьезной была для него встреча с Анной Федоровной Варгуниной, с которой Хренников начал заниматься после отъезда Агаркова. Начав играть на рояле, он довольно скоро стал сочинять музыку. Свой первый опус - этюд для фортепиано написал в тринадцать лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре подруга сестры, С.Г. Цейтлин, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме им. Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию.
Зимой 1927-28 гг. Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с большой симпатией и сказал, что, прежде всего, необходимо закончить среднее образование в Ельце, и затем учиться в Москве. Тут же он написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы. С этим богатством он уехал к себе в Елец. Через год, весной 1929 г., Тихон окончил школу-девятилетку. Нужно было окончательно решать, что делать дальше, но с музыкой расставаться было уже невозможно. Он написал письмо М.Ф.Гнесину, где спрашивал, выйдет ли из него композитор. Михаил Фабианович прислал теплый ответ, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных. Этим советом и решилась судьба Тихона Хренникова, - он стал студентом. В техникуме занимался по двум специальностям: в классе рояля у Э.Г. Гельмана, в классе композиции - у М.Ф. Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г.И. Литинского. По классу рояля Тихон продвигался довольно быстро и уверенно, играл Листа, Бетховена, Рахманинова. К концу пребывания в техникуме он решил написать фортепианный концерт. В процессе работы советовался с В.Я.Шебалиным; благодаря ему переосмыслил все написанное, делал новое, заслужив его похвалу. Почувствовав в себе уверенность, стал сочинять с невероятной легкостью. В 1932 г. Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на второй курс консерватории, в класс В.Я.Шебалина. К моменту перехода на третий курс завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. Этот факт, датированный 1933 г., по праву вошел в творческую биографию великого композитора. В том же году Тихона Хренникова пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Ильинична Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе "Мик", написанной для театра Николаем Шестаковым. На премьере музыку к спектаклю приняли хорошо. В 1933 г. состоялся первый публичный концерт. Это было в Воронеже, куда Т.Хренникова пригласил известный дирижер Н.П. Аносов. Так состоялось боевое крещение, Тихон Хренников узнал, что такое успех. К великому сожалению, творчески продуктивный 1933 г. оказался отмеченным трагическим событием, - умер отец.
Вскоре Т.Хренников принял участие в радиопрограмме, предназначенной для Америки. Там он играл свой первый концерт, получил приветственные послания от американских коллег-музыкантов. Много лет спустя, в 1959 г. во время поездки в Америку произошла трогательная встреча с композитором Самюэлем Барбером, который писал письма Т.Н. Хренникову после той передачи.
В 1934 г. Тихон Николаевич (он тогда еще был студентом 4-го курса консерватории) приступил к работе над симфонией. К 1935 г. она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 г., в Большом зале Московской консерватории. Звучала ярко и имела большой успех. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Т.Н.Хренников исполнил свой концерт вместе с А.Мелик-Пашаевым. Это было первое международное крещение. Симфония была включена в репертуар знаменитым Леопольдом Стоковским, исполнялась в Америке и имела большой успех. Вслед за Стоковским она вошла в репертуар Юджина Орманди.
В консерватории педагогом по фортепиано Т.Хренникова был великий Г.Нейгауз. Он очень хорошо относился к талантливому студенту, познакомил его со своим учителем - Леопольдом Годовским, который также хвалил и поддерживал Тихона Николаевича. Имя Хренникова стало приобретать известность, появляться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил В.И.Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра. На обеде, куда Тихон был приглашен Немировичем-Данченко (великая честь для юного музыканта), они договорились вместе искать сюжет для будущей работы, которая будет непременно посвящена современной теме. Хренников был счастлив знакомством и предложением Владимира Ивановича. В конце долгих поисков и раздумий, они остановились на постановке оперы по произведению Вирта "Одиночество". Либретто писал известный драматург А.М.Файко. Работа продвигалась неспешно. Тем временем, Хренников, которого после премьеры первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова - написать музыку к спектаклю "Много шума из ничего". Эту музыку Хренников писал на стыке 1935-1936 гг. Осенью 1936 г. состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный. В спектакле принимали участие мэтры - Р.Симонов, Ц.Мансурова, Д.Дорлиак. В это время в Москве был Л. Фейхтвангер. Он присутствовал на спектакле, восторгался им и музыкой, и описал его в книге "Москва 1937 г."
За полгода до премьеры спектакля состоялись выпускные экзамены в консерватории. Состав комиссии не требует комментария: С.С.Прокофьев, Н.Я.Мясковский, В.Я.Шебалин. И тут, произошло нечто неожиданное. Тихон Хренников, уже известный, исполняемый композитор, по специальности получил четверку. Ему пояснили, что эта отметка поставлена по настоянию Прокофьева. Хренников боготворил его и понимал, что Прокофьеву дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои победы и успехи. Сосредоточиться только на своем деле.
После успеха спектакля театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке - "Дон Кихот" М.Булгакова. Он написал к ней несколько песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю "День рождения" В.Киршона.
Шел 1937 г., и вновь, как в 1933 г., творческий успех для Т.Хренникова сочетался с личной драмой. Он увлеченно работает над оперой, крепнет его дружба с В.И.Немировичем-Данченко. И вдруг, арест братьев - Николая и Бориса. Тихон Николаевич предпринял все, что мог: писались письма в высокие инстанции, просьбы об открытом суде, но оба брата погибли.
К октябрю 1939 г. была завершена опера "В бурю" и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. В том же году на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией, и высшим знаком признания. В конце 1939 г. премьера оперы состоялась также в Саратове.
В том же году по просьбе И.Пырьева Т.Хренников пишет музыку к фильму "Свинарка и пастух". Пишет с увлечением. Мелодии ему удаются. Люди полюбили фильм, полюбили и песни.
Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. Когда началась война жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делает акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали "Все за родину", "Есть на свете хороший городок", "Прощание". По сюжету песни "Прощание" был сделан фильм под названием "Возвращайся с победой".
В 1941 г. Хренников отправился в Свердловск - навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной Армии, руководителем которого был А.Д.Попов. Они познакомились. Попов предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе "Давным-давно" А.Гладкова. Можно без малейшего преувеличения сказать, что эта удивительно оптимистичная музыка, написанная Т.Хренниковым, согревала и согревает сердца и души многих миллионов людей в течение десятилетий. Она остается любимой и сейчас.
В тревожном 1942 г. в Лондоне состоялся камерный концерт из произведений советских композиторов. В его программу вошел "Танец" Т.Хренникова. Для композитора 1942 год стал годом напряженной работы над Второй симфонией, и в январе 1943 г. она исполняется в Колонном зале. Симфония звучала и по Всесоюзному радио. Это было последнее сочинение, которое слушала по радио мать Тихона Николаевича, - в марте 1943 г. она скончалась.
В 1943 г. И. Пырьев и поэт-сценарист В. Гусев предложили Хренникову написать музыку к новому фильму "В шесть часов вечера после войны". Картина вышла на экраны в 1944 г. Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго. А "Марш артиллеристов" из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, а также и другие песни Хренникова.