Смекни!
smekni.com

Янковский Олег Иванович (стр. 2 из 2)

Тарковский ставил фильм о человеке на изломе, о пути интеллигента-страстотерпца, едва ли не мессии, запомнившем слова некоего безумца о спасении, ждущем человечество, если кто-то пройдет с горящей свечой бассейн святой Екатерины. Актер, прикоснувшись к краю водоема, зажжет от зажигалки огарок и решится. Он пойдет медленно, сдерживая замирающее пламя и собственную сердечную боль. В середине бассейна свеча погаснет. Он вернется и пойдет снова. Дрожащей рукой оградит этот огонек надежды. На том же месте он погаснет. Сердечная боль нарастает, ноги не держат, душит участившийся пульс. Он зажигает в третий раз, собирает последние силы будто перед смертью, чтобы уберечь неверное пламя, и доходит. Его мы не видим. Всплеск. Звуки вердиевского реквиема.

В 1987 году Олег Янковский сыграл еще одну бенефисную - одну из важнейших в своей биографии - роль в фильме Михаила Швейцера "Крейцерова соната". Это был изможденный, изверившийся, несмирившийся человек с расхристанной душой. Горячечный монолог своего героя (то он вспыхивал, то сникал, то судорожно закуривал, то, ободренный наркотиком, заходился в путаных, сбивчивых признаниях) Янковский проживал с почти забытой на нашем экране силой страсти, с немыслимым, казалось, для его актерской природы трагизмом.

В начале 1990-х Янковский вернулся из Франции (где полгода играл в европейском театральном проекте) "в другую страну". Ее атмосфера, пейзаж, настроения стали неузнаваемы. Поток коммерческой продукции "кооперативного" кино хлынул на экраны, но участвовать в этом Янковский себе позволить не мог. Зато согласился в 1993 году стать президентом Открытого российского кинофестиваля в Сочи (МКФ "Кинотавр"), который стал для него в ту пору формой творческой самозащиты, компенсирующей отсутствие нестыдных или просто приличных ролей.

Тем временем жизнь в стране постепенно налаживалась. В это время, в 1996 году, М.Захаров ставит странную, непоэтическую "Чайку" (спектакль идет и сегодня), где Янковский беспощадно и вместе с тем неброско играет Тригорина. В 1999 году ему довелось замечательно сыграть небольшую роль местечкового еврея в мелодраме Салли Поттер "Человек, который плакал" вместе с такими звездами, как Джонни Депп и Джон Туртурро (фильм показывался в официальной программе Венецианского фестиваля). А в середине 1990-х у него были Ляпкин-Тяпкин в "Ревизоре", Персиков в "Роковых яйцах", не принесшие, увы, настоящего удовлетворения, но все же играть текст Гоголя, Булгакова было не стыдно.

И вдруг - в ожидании новой драматургии, неожиданных ролей - Янковский в 2000 году решается (вместе с оператором Михаилом Агроновичем) на режиссерский дебют и ставит "рождественскую сказку" "Приходи на меня посмотреть". Впервые за 10 лет играет современного героя, "нового русского", который по ошибке забрел к старым русским (великовозрастной дочке - старой деве, ухаживающей за умирающей матерью) и остался с ними. В отличие от "новых русских" хамов с золотыми перстями, крепкой шеей и квадратными мордами, заполонивших наше кино, у этого "аудитора с дачей на Канарах" все другое: и лицо, и одежда, и душа, и манеры. Янковский играет легко, подробно и разнообразно. Играет постаревшего Макарова из "Полетов...", который не скурвился, не спился, не стал бомжом. И не утратил вкуса к простодушным романтическим выходкам, Кроме того, Янковский подтвердил нехитрую мысль о том, что хороший артист и в незатейливом материале может выглядеть достойно, не бравируя своими штампами. Хотя мечтает он сейчас об острохарактерных ролях, о буффонаде, о резкой пластике...

Свои роли Янковский делит на декоративные, эксплуатирующие его редкую фактуру, породу, его умение держать спину, носить костюм (недаром он должен был сыграть Тургенева в фильме Сергея Соловьева), и на те, в которых удалось высказаться по сути, задеть болевые точки уникального универсального состояния, как это было в "Полетах во сне и наяву", "Крейцеровой сонате", "Ностальгии".

Сегодня он в отличной актерской форме, играет Петра I в спектакле Марка Захарова по пьесе Григория Горина "Шут Балакирев". У него по-прежнему самое интересное лицо в нашем кино. И оно, как говорит один из близких Янковскому режиссеров - Роман Балаян, "работает в любом возрасте, в любое время, в любой стране... В нем нет никакой однозначности. А его взгляд, я убежден, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого".

О.И. Янковский - Народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987, за участие в фильме "Полеты во сне и наяву"), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989, за участие в фильме "Крейцерова соната"), лауреат Государственной премии РФ (1996, за театральные работы), лауреат премии Ленинского комсомола (1977), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за лучшие актерские работы за 1983 год". В 1984 году он был признан лучшим актером года (за фильм "Влюблен по собственному желанию) по опросу журнала "Советский экран"; в 1988 году стал обладателем приза "За выдающийся вклад в профессию"; в 1991 году удостоен премии "Ника" в номинации "Актер года"; в 1993 году - премии имени А.А.Ханжонкова "Кинособытие года", в 2001 году - премии имени К.С. Станиславского. Артист награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Янковский, как и положено человеку, родившемуся под знаком Рыб, склонен воспринимать мир мистически. Он запоминает сны, верит в приметы: обходит черных кошек стороной, то и дело стучит по дереву...

Живет и работает в Москве.