Смекни!
smekni.com

Куросава Акира (стр. 1 из 2)

Куросава Акира (23.03.1910–6.09.1998) является одним из культовых японских режиссёров, он же был одним из первых. Помимо режиссёрской деятельности, Куросава известен также, как продюсер и сценарист.

В далёком 1910 году в семье Исаму и Симы Куросава появился восьмой ребёнок – Акира. Ещё в раннем детстве он обнаружил склонность к прекрасному, а в начальной школе Doshusha продолжил заниматься искусством, совершенствуясь в области западного рисования. Самым крупным успехом Акиры в этой области стала картина «Сейбуцу», принятая на выставку «Nika Exhibition» в 1928 году. В колледж двадцатилетний Акира поступить не сумел и решил заняться кино, став помощником режиссёра Ямамото Кадзиро на студии PCL (Photo Chemical Laboratories).

После семилетней работы в качестве помощника, Куросава впервые получил возможность самостоятельно снять фильм. Этим фильмом стала «Сага о дзюдо» (Sugata Sanshiro, 1943), сценарий к которому Куросава написал лично. Как частично видно из названия, фильм повествовал о развитии дзюдо в стране в конце XIX века. В «Саге» Куросава подчёркивал необходимость нравственного совершенствования посредством занятий национальными единоборствами.

После поражения Японии в войне, Куросава перешёл на современные темы: «Великолепное воскресенье» – рассказ о двух влюблённых, пытающихся провести выходной без денежных средств в кармане, – насыщено подробностями обыкновенной жизни того времени. В последующих своих фильмах («Пьяный ангел», «Тайная дуэль», «Бездомный пёс», «Скандал») Куросава принялся обличать разнообразные пороки общества, показывая то зло, которое это общество приносит обычному человеку.

Всемирную славу Акире принёс «Расёмон», получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1951 году. Успех «Расёмона» способствовал интересу к японскому кину, а в США Куросаве за этот фильм присудили Оскара. Последующие фестивали не обходились без премий японцам и многие фильмы Акиры были также вознаграждены. В самой же Японии к успехам соотечественника отнеслись более чем прохладно, мотивируя это тем, что Куросава слишком зависит от Европы, который словно в пику этому мнению выпускает ряд фильмов по произведениям Достоевского («Идиот»), Шекспира («Трон в крови» был создан по мотивам «Макбета», а «Ран» основан на идеях «Короля Лира») и Горького («На дне»). И что самое удивительное – Куросава ни на йоту не отошёл от стилистики и идей классиков, но ему удалось создать истинно японские фильмы.

В произведениях о современниках («Между небом и землёй», «Рай и ад», «Жить») Куросава делает своим девизом гуманизм и необходимость творить добро во что бы то ни стало. Его герои прямо и открытым текстом призывают бороться с унижением и эксплуатацией человека, несмотря на то, что они одиноки в своей борьбе и обречены на гибель.

Популярность Куросавы росла, росли и успехи прогрессивных режиссёров, а продюсеры всё так же считали своим долгом вмешиваться в тончайший процесс творения, поэтому Куросава решил самостоятельно заняться продюсированием, вложив всё, что имел, в создание фильма «Красная борода» (1965). Фильм был основан на популярном в то время романе Ямамото Сюгуро и стал одним из самых масштабных и значительных произведений Куросавы. Художественный успех картины сомнению не подвергался, в отличие от успеха финансового – денежную катастрофу не смогли предотвратить даже сборы мирового проката и Куросава был вынужден принять приглашение американских продюсеров, чтобы выйти из затруднений.

Он задумал снять «Стремительный поезд», но американцы стали навязывать режиссёру эротическое ревю, от которого Куросава, разумеется, отказался и в итоге сумел выбить постановку «Тора–Тора–Тора», повествующую о начале японо–американской войны. Он намеревался создать острый и антивоенный фильм, но навязываемый американцами сценарий, напротив, воспевал мощь империализма…К тому же окончательным монтажом должны были заниматься сами американцы, так что Акира отказался от проекта и вернулся на родину. Разумеется, пресса США этого так не оставила и долго поливала режиссёра грязью и насмешками.

Следующие пять лет Куросава провёл без работы, а большинство своих произведений он поставил в крупнейшей японской кинокомпании «Toho», руководство которой привлекало талантливых и именитых кинематографистов, предоставляя им полную свободу действий. Далее в японском кино наметился кризис: экономика Японии укреплялась, росли военизированные настроения, да и американские компании конкурировали что было сил, к тому же заметно возрос идеологический пресс на творческих работников, что привело к созданию самостоятельных и независимых кинокомпаний. В частности, в 1969 году Киносита Кэйскэ, Кон, Кобаяси Масаки и Куросава Акира создали независимую компанию «Четыре всадника», а на деньги, занятые у друзей Куросава снимает «Додэскадэн»: без декораций и именитых актёров, в рекордные сроки и прямо на городской свалке. Литературную основу для фильма снова предоставил Ямамото Сюгуро. «Додэскадэн» и повествовал об обитателях свалки, т.е. отбросах общества. Они грязные и одичавшие, грубые и пьяные, но они люди! Их жизнь и взаимоотношения друг с другом грязны и бессмысленны, но иногда и в этих людях можно обнаружить глубоко скрытые доброту и человечность, а ещё гордость и самоотверженность.

Премьера фильма состоялась в Москве на VII Международном кинофестивале. И опять двадцать пять – «Додэскадэн» получил приз Союза кинематографистов, восторженные рецензии на многих языках мира, а режиссёр – блокаду фирм и финансовый крах. И вот газеты принесли ошеломляющую новость: Куросава кончил жизнь самоубийством. К счастью, его удалось спасти. Снова последовали длительный перерыв в работе и попытка найти себя за рубежом, в частности в СССР. К счастью, на этот раз попытка была удачной – в 1957 году на «Мосфильме» Куросава создал «Дерсу Узала» (по мотивам произведения Арсеньева). Совместно с советскими кинематографистами и актёрами Акире удалось создать сильное произведение о вечной и прекрасной природе, а также о человеческих взаимоотношениях. Последующие за этим Золотой приз на IX Международном кинофестивале в Москве в 1975 году, американский «Оскар» в 1976 году и широкий прокат с участием советских киноорганизаций вернули Куросаве творческие силы и уверенность в себе.

Ещё в начале семидесятых годов, вскоре по выздоровлении после попытки самоубийства, Акира Куросава задумал экранизацию «Короля Лира», но японские фирмы и крупные продюсеры не рискнули отпустить на это немалы средства. Успех «Дерсу Узала», возродил мысль о Лире и в 1978 году был закончен сценарий, написанный вместе с Огуни Хидэо (одними из авторов «Расёмона», «Жить», «Семерых Самураев», «Макбета», «Сандзюро», «Красной бороды», и других фильмов Куросавы). Вскоре к работе присоединился Идэ Масато, соавтор «Красной бороды», но денег снова не нашлось: пугали масштабы постановки. Тогда Куросава собрал монументальную команду из Френсиса Копполы, Джорджа Лукаса и фирмы «XX Century Fox» и снял такой же монументальный и цветной исторический фильм «Кагемуша» – «Тень воина». И снова повторяется уже известная песня: на Западе фильм собирает восторженные отзывы и всевозможные восторги, а в Японии – ни тени успеха и сборов. Снова начались творческие метания, чередование отчаяния и надежд – до тех пор, пока в 1983 году французский продюсер Бунюэль С. Зильберман не рискнул и, пользуясь поддержкой министерства финансов Франции и уговорив крупных японских прокатчиков, собрал три миллиона долларов.

Съемки велись в пустынных горных районах Японии на натуре, в старинных замках, но главный замок на склонах Фудзи, подлежащий пожару и разрушению, пришлось все–таки построить. Участвовали тысячи статистов и лошадей, было использовано несколько камер для одновременной съемки и приглашены известные актёры и ведь всё это нужно было оплатить… Только талантом и великолепной работой режиссёрско–административной команды Куросавы можно объяснить совершившееся чудо: в 1985 году «Ран» («Смута» или «Безумие» – «Король Лир» в интерпретации Куросавы) вышел на широкие экраны.

Наверное, Куросава в какой–то мере опередил время – публика не готова к его фильмам, т.к. и «Ран» также не получил должного успеха и известности. Да, продюсеры, подсуетившись, оправдали свои расходы, но были ли оправданы и возмещены расходы души и таланта?

Участие тысяч статистов, сотен лошадей, нескольких камер для одновременной съемки битв, наконец, приглашение именитых актеров, все это надо было оплатить. И только великолепной работой режиссерско–административного штаба Акиры Куросавы можно объяснить чудо: фильм продолжительностью около 3–х часов в 1985 году вышел! Первые же его кадры ошеломляют. Под слепяще ярко синими небесами, по изумрудным полям, в пыльном мареве мчатся кони, мелькают доспехи, оружие, грозные лица самураев... Но пока это только королевская охота. Как же режиссер, в предвидении многих батальных сцен, поединков, гроз, решился начинать в таком темпе, с таким темпераментом? Ведь дальше нужно будет нагнетать напряжение! «Король Лир» («Ран», что значит «Смута», но и «Безумие» тоже) заслуженного успеха не имел, в Японии был принят с холодным почтением, за ее рубежом тоже достаточно равнодушно. В критике разных стран появилось несколько серьезных и глубоких статей. Но сборов хороших не было. Продюсеры, проявив настойчивость и расторопность, оправдали свои расходы. Но оправдались ли расходы души и таланта художника?

Последующие фильмы («Сны», «Рапсодия в августе») носят более личный характер, а в марте 1990 года режиссёр получает почётного Оскара за сделанный вклад в развитие киноискусства.

В 1993 году Куросава снял свой последний фильм – «Ещё рано».

Огромный вклад Куросавы в киноискусство несомненен, его фильмы отчасти созданы под влиянием Запада, да, но и многие его произведения оказали обратное действие. В частности, Джордж Лукас как–то признался, что своей эпопеей «Звёздные войны» он обязан фильму Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958), а шедевр Акиры «Расёмон» был взят за основу для голливудского фильма «Надругательство» (1964). Таким образом, основной заслугой Акиры Куросавы можно назвать сближение культуры Востока и Запада.