Н. Вехов
20 августа 1839 года из Санкт-Петербурга вышел в плавание принадлежавший Российско-Американской компании корабль "Николай I". Он следовал мимо мыса Горн через Атлантический и Тихий океаны на Аляску, на остров Баранова (Ситка), в столицу Русской Америки город Ново-Архангельск. В числе пассажиров был 23-летний сотрудник Зоологического музея Илья Вознесенский, командированный Академией наук для сбора коллекций флоры и фауны тогда еще практически не изученных островов северной части Тихого океана, Аляски и западного побережья Северной Америки. Это рассчитанное на три года путешествие в итоге растянулось на десять лет...
***
Илья Гаврилович Вознесенский родился в Петербурге в 1816 году в семье отставного унтер-офицера - служащего Академии наук. Рано озаботившись тем, чтобы "пристроить его к месту", родители в 1821 году определили 5-летнего сына в академическую типографию "наборным учеником". Шесть лет длилось обучение наборному делу; тут же маленький Илья постигал и грамоту, а все свободное время пропадал в находящемся поблизости Зоологическом музее, увлеченно помогая препараторам мастерить чучела. В конце концов в музее он и оказался, в качестве ученика препаратора вскоре сделавшись незаменимым помощником консерватора при Кунсткамере зоолога Э. П. Менетрие. В 13-летнем возрасте Илья принял участие в первой своей научной экспедиции (1829-1830), отправившейся на Кавказ под руководством геолога и географа М. Купфера. 13 ноября 1831 года Купфер представил в Академию весьма благоприятный отзыв о профессиональных и личностных качествах юного коллеги. Через три года Илья "был поименован помощником препаратора Зоологического музея Академии" с окладом 400 рублей в год. Все это время он продолжал жадно постигать науки, изучать немецкий и французский языки.
И вот путешествие на "Николае I". Копенгаген, Портсмут, Рио-де-Жанейро, Вальпараисо... Наконец весной 1840 года судно подошло к Ново-Архангельску.
И. Г. Вознесенский сразу поступил под начало тогдашнего Главного правителя русских поселений в Америке А. К. Этолина и начал обследование островов Ситка и Японского, озера Лебяжьего, собрав первые научные трофеи, - чучела, шкуры, сырые препараты, предметы быта местного населения. 7 июля 1840 года на трехмачтовом судне "Елена" он отправился в Северную Калифорнию, где в 1812 году И. А. Кусков, помощник первого правителя Русской Америки А. А. Баранова, основал колонию Форт-Росс. Через тринадцать дней плавания корабль вошел в залив Бодега. По дороге в крепость Вознесенский посетил два ранчо - Афанасия Черных и Петра Костроминова, сделал краткую остановку у устья реки Славянки. Что ж, в период существования Российско-Американской компании многие здешние географические пункты имели русские названия...
По прибытии в Форт-Росс начались "трудовые будни": маршруты по лесам, горам и рекам. 23 октября 1840 года с чиновником для особых поручений при Главном правителе А. Г. Ротчевым Вознесенский перебрался из Форта-Росс в залив Сан-Франциско. В Сан-Рафаэле они наняли байдару и вскоре прибыли в Эрба Буэнс. Вознесенский поселился на "Елене", а после ухода транспорта переехал в дом капитана порта А. Ричардсона, где его уже ждал верный спутник во всех предстоящих путешествиях Филат Дружинин.
26 октября И. Г. Вознесенский отправился на баркасе вдоль южного берега залива Сан-Франциско. Он осматривал окрестности миссий Санта-Клара, Сан-Пуэбло, Сан-Антонио, охотился, занимался препарированием, составлял описания и каталоги коллекций, готовя их к отправке на попутном корабле в Академию наук. В феврале-апреле 1841 года Илья Гаврилович побывал в долине реки Сакраменто и на Вершинных горах. В реке он обнаружил осетров, лососей, змей и черепах, пополнивших его коллекционные сборы. Собирал он также предметы быта и религиозного культа местного коренного населения - индейцев. Летние месяцы заняло путешествие по реке Славянке, которую исследователь прошел до самых верховий.
В начале октября И. Г. Вознесенский возвратился в Ново-Архангельск. А. К. Этолин предложил ему отправиться в Южную Калифорнию, благо была оказия, случавшаяся раз в три года: за солью туда посылался "Наследник Александр". 23 ноября 1841 года судно подняло паруса при сильном холоде. 15 декабря показался остров Гваделупа, а еще через день вокруг корабля началось экзотическое представление: летали и плавали множество чаек, фрегатов, морских черепах. 19 декабря с борта увидели берега Калифорнии; "Наследник Александр" пересек тропик Рака. 25 декабря стали на якоре у острова Кармел, где из соленых озер и добывали соль, сбываемую в частности и русским колонистам. Илья Гаврилович пробыл на острове до 4 февраля, и 19 марта доставил в Ситку очередную партию коллекционных находок: только один гербарий насчитывал 113 единиц, а были еще и животные препараты, этнографический материал; главное же - карандашные зарисовки, запечатлевшие Русскую Америку последних лет ее существования.
Около трех месяцев провел И. Г. Вознесенский в Ново-Архангельске за обработкой и подготовкой к отправке в Россию своих коллекций. 22 июня 1842 года на бриге "Промысел" он отплыл на остров Кадьяк, расположенный у западного побережья Северной Америки. Через пять дней судно бросило якорь в Петропавловской гавани. Здесь находилось первое русское поселение в Америке, основанное купцом Григорием Ивановичем Шелиховым (1747-1795), на базе пушного и зверобойного промысла которого в 1799 году образовалась Русско-Американская компания. Это поселение Илья Гаврилович решил использовать как базу для своих путешествий по Аляске.
Аляска с ее горами и порожистыми реками очаровала Вознесенского. Он исследовал внутренние районы полуострова, заснеженные хребты и отроги Кенайских гор, реки Кокну и Касилова, Кенайский залив. "Я прошел (по северо-западному берегу Кенайского полуострова. - Н. В.) верст 80 от мыса Микешина до Качетматской губы, или Чукачик". На всем протяжении своего берегового маршрута Илья Гаврилович осуществлял глазомерную съемку, во время которой обнаружил месторождения каменного угля; попутно пополнялись ботанические и зоологические коллекции.
Зимой 1842-1843 годов в сопровождении Филата Дружинина Вознесенский побывал в гавани Трех Святителей, в Игютском заливе, на островах Еловом и Угак. Здесь ему пришлось много общаться со старожилами Русской Америки. Увлекшись историей ее освоения соотечественниками, он в частности выяснил точную дату смерти одного из известнейших русских миссионеров в этой части Нового Света - Германа Аляскинского. В его дневнике появилась запись: "Отец Герман умер 1834 г. ноября 2 на 78-м году от рождения".
А вот еще записи. От 13 февраля 1843 года: "У Лесневского тоэна (тойона, то есть вождя. - Н. В.) куплено 11 штук разнохарактерных личин, употребляемых кадьякскими алеутами на игрушках". От 12 марта того же года: "Лесневскому тоэну за починку моделей байдар и за сделанные к ним снаряды с фигурами, и за новые нoски (род пики, которой промысловики кололи морского зверя. - Н. В.) с нерпичьими стрелами заплачено (кроме прибавки вещами) деньгами 4 р." Эти маски и байдары ныне демонстрируются в Санкт-Петербургском Музее антропологии и этнографии имени Петра I, составляя основу коллекции предметов из Русской Америки.
27 марта 1843 года после зимнего пребывания на острове Кадьяк И. Г. Вознесенский морем добрался до Ново-Архангельска, откуда 6 мая на бриге "Охотск" отплыл в Берингово море. Командир "Охотска" имел предписание высаживать ученого и его помощника Филата Дружинина на берег по первому требованию и ждать их столько, сколько потребуется.
Сначала была стоянка у Шумагинских островов Алеутской островной группы. Кроме сбора коллекций, Илья Гаврилович много времени посвятил зарисовкам с натуры, запечатлев, в частности, бараборы - жилища алеутов. Следующий пункт - Капитанская гавань на острове Уналашка, где в селении Иллюлюк располагалась одна из главных алеутских контор Российско-Американской компании. Здесь Вознесенский провел неделю, изучая быт местного населения и собирая этнографические экспонаты. 8 июня 1843 "Охотск" бросил якорь у острова Святого Георгия из группы островов Прибыловых. Часовня Святого Георгия, дом управляющего, магазины... "Берег - известь, птиц - пропасть. Видел котиков, попадались моржовые кости".
На следующий день остановились близ острова Святого Павла с часовней во имя "апостола языков", построенной в 1821 году, и торговой конторой. Илья Гаврилович оставил тут Филата Дружинина для сбора коллекций. Далее бриг взял курс на север, к острову Святого Лаврентия. 30 июня вошли в залив Нортон и увидели Михайловский редут - старейшее поселение русских на Аляске, заложенное в 1833 году служащим Российско-Американской компании М. Д. Тебеньковым. Редут мощно высился на 10-метровом базальтовом обрывистом берегу. Деревья вокруг него были вырублены, чтобы исключить внезапное нападение враждебных индейских и алеутских племен. Внутри располагались казарма, дома управляющего и служащих компании, контора, магазины, склады, арсенал, баня, кухня, дозорная вышка. Охрана этого российского форпоста в Америке была круглосуточной, ежечасно дозорные били в колокол. По берегам залива близ редута обитали два "мирных" эскимосских племени, у которых Вознесенский путем обмена существенно пополнил свое этнографическое собрание.
В начале сентября на обратном пути "Охотск" зашел на острова за Филатом Дружининым, потом посетил Уналашку, где Вознесенский совершил еще несколько экскурсий, зарисовывая натуру. У местного тойона Панькова он купил "промысловую однолючную байдарку, сделанную по всем правилам искусства и настоящей величины со всеми к ней принадлежностями". 13 октября вернулись в Ново-Архангельск. Там Вознесенского ждало письмо от вице-президента Академии наук М. Н. Дондукова-Корсакова о продлении срока экспедиции еще три года.