ПЛАН.
1. Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?.................................................2
2. Социальные нормы родового строя…………………………………….5
3. Цивилизационный подход к типологии государства…………………6
4. Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы………...8
5. Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10
6. Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства…………………………………………………...11
7. Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?..................12
8. Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков………………………………………………………...13
9. Представьте в виде схемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14
10. Государственная символика Российской Федерации……..…15
11. Список использованной литературы…………………………….17
Наименов теории | Сторонники | Основное содержание | Достоинства | Недостатки |
1. Теологи- ческая | Ф.Аквинс-кий, Ф. Лебюфф, Д. Эйве | Бог создал государст-во. | Придавая государству ореол святости, идеологи этой теории способствуют утверждению в обществе по-рядка, согласия, духовности. | Данная теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория недоказуема, т.к. основана на вере. |
2. Патриа-рхальная | Аристо-тель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михай-ловский | Государство как продукт развития семьи. | Так как изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданные должны покорно подчиняться государю. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни для человека. | Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается поданными, ибо они – его дети. |
3. Договор-ная | Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев | Государст-во как продукт соглашения между людьми. | Теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и полит. власти. Это был серьезный шаг вперед в познании государства. Так же она имеет и демократичес-кое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя. | Слишком схематичное и идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. |
4. Психо-логическая | Л.И. Петра-жицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н.М.Корку-нов | Государст-во возникло в силу особеннос-тей человечес-кой психики. | Психологичес-кие закономерности – есть важный фактор, влияющий на все социальные институты. Его не в коем случае нельзя игнорировать. | Роль психологических свойств личности преувеличено в процессе образования государства. Они не выступают в качестве решающих причин. |
5. Теория насилия | Е. Дюринг, Л. Гумпло-вич, К. Каутский | Государст-во возникло в результате военно-политичес-ких факторов. | Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. | Насилие следует все же рассматривать как один из факторов возникновения государства, но не основным[U1] . |
Множественность теорий происхождения государства можно объяснить так:
Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;
В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;
И, наконец, нельзя исключит и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.
Мы постарались рассмотреть некоторые известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь в виду, что ее создатели – это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. *
*Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г. С. 51-52
Социальные нормы – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.
К ним относятся:
1. Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.
2. Обряды – правила поведения, заключающиеся в символичных действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели.
3. Мифы – предания, сказания, повествования о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшие в первобытном обществе.
4. Моральные нормы – правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло.
5.Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Причем отношения благоприятного, располагающего к общению.
6. Мононормы – различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие) единые для всех его членов.*
* Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г. С. 185-215.
Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.
Достоинство цивилизационного подхода состоит в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу.
Выделяют следующие этапы цивилизации:
1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);
2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.)
3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо.
4. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально – экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
5. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию.*
* Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. С. 33-37
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.*