Определение понятия "эмиссионная ценная бумага" в Законе "О рынке ценных бумаг" не соответствует определению понятия "ценная бумага", содержащемуся в Гражданском кодексе, более того - оно не соответствует и некоторым другим положениям этого же Закона. В частности, понятие "эмиссионная ценная бумага" не соответствует понятию ценной бумаги, установленному ст.142 ГК РФ. Статья 142 ГК РФ определяет ценную бумагу как "... документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении". Закон о рынке ценных бумаг, входя в противоречие с Гражданским кодексом, определяет эмиссионную ценную бумагу как любую ценную бумагу, которая закрепляет совокупность как имущественных, так и неимущественных прав. Известно, что согласно абз.2 п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Нельзя не отметить и то, что понятие ценной бумаги, закрепленное в Кодексе, неполное и не совсем точно определяет понятие ценной бумаги, сформировавшееся в процессе современных отношений на рынке ценных бумаг.
Этот аспект должен учитываться при обращении взыскания на эмиссионные ценные бумаги, поскольку здесь затрагиваются интересы коллективного собственника.
Гражданский кодекс в определении ценной бумаги говорит только об имущественных правах, которые удостоверяет ценная бумага, и не упоминает о неимущественных правах. Нормы Закона о рынке ценных бумаг указывают также и на неимущественные права. Очевидно, законодатель под "неимущественными правами" имел в виду право владельца акции или акционера на участие в управлении акционерным обществом. Гражданский кодекс РФ (ч.1 п.1 ст.2) в целом не отрицает личных неимущественных прав, которые могут быть связаны с имущественными в качестве предмета гражданского права, хотя некоторые из личных неимущественных прав являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. Неимущественные права, связанные с имущественными, вполне укладываются в логику обязательственного права. В принципе право на участие в управлении акционерным обществом по своему "личному" характеру стоит в одном ряду, например, с требованием доверителя от поверенного сообщить ему все сведения о ходе исполнения поручения по договору поручения (ч.3 ст.974 ГК РФ). Таким образом, характеристика "неимущественных" прав, удостоверенных ценной бумагой, как обязательственных, вполне достаточна и для характеристики соответствующих прав, выраженных в обыкновенной акции.
Ценная бумага закрепляет в себе имущественные права (как вещные, так и обязательственные). Относительно этих прав можно сказать, что по общему правилу по ним существует лицо (должник), обязанное исполнить эти права в пользу владельца этих прав (кредитора). С этой точки зрения правомерно говорить о правах из ценной бумаги, т.е. о правах, закрепленных ценной бумагой. Эти права определяют отношения между должником (лицом, обязанным по ценной бумаге) и кредитором (лицом, в пользу которого исполняются права по ценной бумаге).
Вместе с тем ценная бумага сама по себе является объектом гражданско-правовых отношений, имуществом, объектом вещных прав (например, права собственности). С этой точки зрения правомерно говорить о праве на ценную бумагу как на имущество. Это право определяет отношения между ее собственником и всеми другими лицами.
Двойственный характер ценной бумаги, когда она закрепляет различные элементы имущественных (вещные и обязательственные) прав и неимущественных прав (управленческие, корпоративные, информационные), должен приниматься в расчет при обращении взыскания.
Современное российское гражданское законодательство относит все ценные бумаги к вещам (ст.128 ГК РФ). При этом оно исходит из классического понимания ценной бумаги как бумажного документа. Следствием является более детальное описание свойств именно этого типа ценной бумаги. Однако ценные бумаги, которые не оформлены бумажными документами, также разрешены Гражданским кодексом (ст.149).
Кодекс, описывая свойства бездокументарных ценных бумаг, не отрицает возможности их существования как имущества. Однако все внимание законодатель при этом уделяет описанию особенностей фиксации прав из ценной бумаги, оставляя вне рассмотрения особенности фиксации прав на бездокументарную ценную бумагу как имущество.
В практическом плане, вероятно, целесообразнее рассматривать бумажный документ и бездокументарную форму как два возможных способа фиксации прав из ценной бумаги. В этом случае ценная бумага остается имуществом, вещью, вне зависимости от выбора способа фиксации прав из нее. Следовательно, для любой ценной бумаги с любой формой фиксации прав действуют общие нормы гражданской оборотоспособности, установленные для вещей (ст.129 ГК РФ).
Учет акций может вестись и номинальным держателем, т.е. лицом, зарегистрированным в системе ведения реестра, в том числе являющимся депонентом депозитария, и не являющимся владельцем этих ценных бумаг. В качестве номинального держателя выступают только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Для того чтобы установить, что акции должника по договору с номинальным держателем находятся в его управлении, необходимо сделать соответствующий запрос номинальному держателю.
Следует подчеркнуть, что ценные бумаги воплощают в себе дуализм вещного и обязательственного права: с одной стороны, ценная бумага есть требование кредитора к должнику, с другой - само это требование "отрывается" от договора, его породившего, определенным образом фиксируется, формализуется и становится объектом, на который участники гражданского оборота могут иметь вещные права (например, право собственности).
Держателем реестра может выступать и сам эмитент. Если численность владельцев акций превышает 500, то вести реестр должен независимый регистратор, в качестве которого может выступать лишь специализированная организация.
Согласно Положению о предоставлении Центральным депозитарием - Центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка - документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе (утвержденному Постановлением Правительства РФ № 291 от 16 марта 1999 г) Центральный депозитарий по запросам федеральных органов государственной власти, судов и других органов предоставляет информацию о праве собственности на ценные бумаги, о наличии залога, прав доверительного управляющего или номинального держателя ценных бумаг[168]. В данном перечне не указаны прямо судебные приставы - исполнители, однако органы системы исполнения являются структурным подразделением министерства РФ, а оно относится к числу федеральных органов исполнительной власти[169].
В теории гражданского права принято дифференцировать комплекс прав собственника ценной бумаги на два вида правомочий - право на ценную бумагу и права из ценной бумаги. И те, и другие тесно взаимосвязаны в юридической конструкции ценной бумаги. Так, лицо, имеющее право "на ценную бумагу", является одновременно обладателем прав "из ценной бумаги", например таких, как получение дохода по ним в виде дивидендов, процентов и т.п.
В этом смысле для описания отношений, связанных с ценной бумагой, приходится выбирать между двумя юридическими инструментариями, свойственными либо вещному, либо обязательственному праву. Очевидно, что ни одно из них полностью не подходит к описанию всей полноты отношений, которые возникают в реальной жизни по поводу ценных бумаг. Так, "традиционный" инструментарий права собственности не дает для бездокументарных ценных бумаг полного решения вопросов виндикации, защиты добросовестного приобретателя, передачи ценных бумаг (гражданское законодательство говорит о "вручении" вещи). В то же время инструментарий традиционного обязательственного права не подходит с точки зрения концепции уступки требования (цессии), которая допускает право должника предъявлять новому кредитору возражения, основанные на его отношениях со старым кредитором, что полностью исключает концепцию легитимации по ценным бумагам (когда, например, запись в реестре кредиторов по ценным бумагам должна давать "очищающее" значение для нового приобретателя). И при "вещном", и при "обязательственном" подходах, с одной стороны, необходимо делать некоторые отступления от правил, а с другой - вносить соответствующие изменения и дополнения в гражданское законодательство и законодательство о ценных бумагах, а также об исполнительном производстве.
Особенности обращения взыскания на имущественные права, удостоверенные различными видами ценных бумаг, связаны также со спецификой наложения ареста на ценные бумаги[170].
Ряд положений об обращении взыскания на акции разъяснен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 3 марта 1999 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции". Согласно п.1 названного Постановления не может быть обращено взыскание:
на пакеты акций, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и переданные государством (муниципальным органом) в управление Министерству государственного имущества Российской Федерации, территориальному органу по управлению государственным имуществом, фонду имущества либо по договору управляющей организации (управляющему), - по долгам соответствующего акционерного общества или органа (организации, лица), которому они переданы в управление;