Проблема определения сущности ценных бумаг относится к одной из наиболее сложных в цивилистической доктрине, причем это характерно не только для отечественной правовой системы, но свойственно и зарубежным правопорядкам. Однако в российском правопорядке особую остроту данный вопрос приобрел во многом из-за отсутствия детально разработанных правовых норм, посвященных ценным бумагам, а также несогласованности положений Гражданского кодекса РФ и специального законодательства, о чем будет сказано ниже[26].
Понимание ценных бумаг, заложенное в Гражданском кодексе РФ, базируется на традиционном понятии ценной бумаги, разработанном в рамках немецкой коммерциалистики конца XIX века. В 1875 г. в своей работе "Торговое право" немецкий правовед Толь дал понятие ценной бумаги "как всякого документа имущественно-правового содержания". [27] По Бруннеру, "ценная бумага является документом, удостоверяющим частное право, реализация которого обусловлена владением этим документом". [28] В дальнейшем Якоби определил ценную бумагу как документ, предъявление которого необходимо для осуществления выраженного в нем права. [29] Г.Ф. Шершеневич указывал, что "ценной бумагой следует признавать не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой". [30]
На сегодняшний день в зарубежной и отечественной литературе даются различные определения ценной бумаги. Экономисты определяют ценную бумагу как право на ресурсы, обособившиеся от своей основы и даже имеющие собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т.п.). [31]
Дается определение ценной бумаги как особой формы существования капитала, отличной от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Указывается, что ее суть состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги[32].
В п.1 ст.142 ГК РФ дается следующее легальное определение ценной бумаги: "Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении".
Так, Арбитражный суд Ульяновской области отказал в удовлетворении исковых требований Акционерного коммерческого банка "Лужники - Банк" к Открытому акционерному обществу "Ульяновский автомобильный завод" о взыскании 42000000 руб. убытков от неисполнения обязательств.
Как видно из материалов дела, на основании простых векселей Акционерного общества открытого типа "Ульяновский автомобильный завод" № № 2071784 - 2071795 от 27.01.98, № № 2071247 - 2071249 от 10.12.97 номинальной стоимостью 42000000 руб. истцом заявлено требование о взыскании убытков.
В силу п.2 ст.75 Положения о переводном и простом векселе вексель удостоверяет простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму, является строго формальным документом, содержащим исчерпывающий перечень реквизитов.
Приобретенные истцом векселя признаны долговыми письменными обязательствами, так как в вексельный текст были включены несовместимые с природой векселя излишние сведения, а именно: об оплате векселей продукцией Акционерного общества открытого типа "Ульяновский автомобильный завод". Суд указал на то, что объектами доверительного управления не могут быть долговые обязательства исходя из требований ст.1013 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17.10.97 № 37. Долговые обязательства, оформленные на бланках простых векселей № № 2071237, 2071247 - 2071249, 2071783 - 2071795, 2071852, суд обязал Закрытое акционерное общество "Замоскворечье-К" возвратить Акционерному обществу открытого типа "Ульяновский автомобильный завод", признав соглашения № 4 от 10.12.97, № 5 от 27.01.98 ничтожными ввиду несоответствия их требованиям Закона[33].
ГК РФ говорит о том, что ценной бумагой является документ. Под документом ст.1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"[34] понимает материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Однако, это определение применимо скорее для документов, подлежащих тиражированию и распространению, но к ценным бумагам вряд ли применимо.
Пункт 11 часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[35] отождествляет документ с самой информацией, содержащейся в нем: "Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". Однако применительно к гражданско-правовым целям отождествлять информацию и ее носитель нельзя.
В.А. Белов под документом понимает информационную запись, выполненную на бумажном носителе, за содержание которой лицо, ее составившее, несет установленную законодательством ответственность. Под записью он понимает совокупность графических символов, которые имеют однообразно воспринимаемый смысл. Запись считается информационной, если в ней содержатся сведения о фактах, имеющих гражданско-правовое значение. Поскольку ценная бумага - это документ, удостоверяющий имущественное право его легитимированного держателя (кредитора), под ответственностью за содержание ценной бумаги следует понимать гражданско-правовую ответственность за неисполнение корреспондирующей этому праву юридической обязанности должника (составителя документа), то есть ответственность за неисполнение принятого им на себя обязательства. Причем, ксерокопии, а также иные копии, то есть дословное воспроизведение текстовых и иных пометок (в том числе нотариально заверенные), не могут заменить самих документов, ибо, как видно из определения, юридическое значение имеет лишь факт наличия у лица подлинника документа (одного из экземпляров). [36]
Таким образом, документ (применительно к ценным бумагам) - это определенная информационная запись, существующая в объективной форме, которая подтверждает определенный юридический факт, и, следовательно, служит основанием возникновения, изменения и прекращения определенных правоотношений, и за содержание которой лицо, производящее запись, несет ответственность.
Выше шла речь о понятии классических ценных бумаг. Однако в последнее все значение начинают приобретать бездокументарные ценные бумаги. Дело в том, что большое внимание, которое уделяется в последние годы цивилистической доктриной институту ценных бумаг, связано в немалой степени с появлением и развитием бездокументарных ценных бумаг. Не найдется, вероятно, ни одной публикации, посвященной общим вопросам института ценных бумаг, в которой бы в той или иной степени не затрагивался вопрос об определении правовой природы ценных бумаг вообще и бездокументарных ценных бумаг в частности. В неразрывной связи с определением правовой сущности бездокументарных ценных бумаг стоит проблема влияния, которое оказал институт бездокументарных ценных бумаг на общее понятие ценной бумаги. Однако, как представляется, данный вопрос заслуживает отдельного рассмотрения в специальном разделе настоящей работы, а говоря о признаках ценной бумаги, осветить данные признаки применительно к классическим ценным бумагам.
Как отмечает А.В. Майфат, ГК РФ во главу угла в понятии "ценная бумага" ставит документ, то есть жестко связывает юридическую природу ценной бумаги с документом, который фиксирует наличие имущественного права в качестве основного, определяющего и конструктивного признака ту форму, в которой закрепляется соответствующее имущественное право, хотя виды прав, "закрепляемые" ценными бумагами, различны. [37]
Неразрывная связь права и документа определялась исторически, прежде всего тем, что необходимо было обеспечить такое свойство ценных бумаг, как их обращаемость, то есть возможность смены собственника имущественного права через передачу документа другому лицу. В том случае, если имущество право зафиксировано в особого рода документе "с соблюдением установленной формы и реквизитов", то передача такого документа при наличии правовых оснований означает и передачу соответствующего права. [38]
Необходимо отметить, что законодатель вкладывает различный смысл в понятия "форма документа" и "совокупность реквизитов документа". Такой подход можно обнаружить в ст.144 ГК РФ, где понятия "форма" и "реквизиты" ценных бумаг употреблены как однородные дополнения.
Поэтому в юридической литературе под формой документа понимают способ его внешнего выражения. Документ, претендующий на статус ценной бумаги, должен, как это следует из его наименования, быть воплощен в объективной форме, а в случаях, установленных законодательными и иными актами, - на специальном бумажном носителе (бланке) - бумаге определенного рода, качества и признаков, содержащей типографское клише.
П.2 статьи 144 ГК РФ дополняет характеристику ценных бумаг, содержащуюся в п.1 ст.142 ГК, определяя правовые последствия отсутствия обязательных реквизитов или несоответствия ценной бумаги установленной форме. Последствием таких дефектов является ее ничтожность.
Нетрудно заметить, что законодательство не содержит единообразного понятия документа. Если первый Закон понимает под документом материальный объект с определенной информацией, то во втором Законе под документом уже подразумевается сама определенная информация, зафиксированная на материальном носителе. В.А. Белов отмечает, что эти определения к ценным бумагам вряд ли приложимы, и приходит к выводу, что российское законодательство не содержит определения "документ" в интересующем нас значении, и обращается к общелексическому толкованию, результатом которого является заключение, что под документом понимается информационная запись, выполненная на бумажном носителе, за содержание которой лицо, ее составившее, несет установленную законодательством ответственность[39]. Однако такая трактовка документа вызывает возражение. Представляется, что ограничение материального носителя информации только бумажным сужает понятие документа. Действительно, когда появились ценные бумаги, информационная запись о правах, закрепленных в них, могла быть сделана только на бумаге, но в настоящее время информация может содержаться не только на бумажном носителе. Неслучайно энциклопедический словарь определяет документ как материальный носитель записи (бумага, кино - и фотопленка, магнитная лента, перфокарта с зафиксированной на ней информацией), предназначенной для ее передачи во времени и пространстве[40]. Как верно отмечает С.Е. Долгаев, "Закон же не определяет ценную бумагу как "бумагу"[41]. Таким образом, нет оснований ограничивать понятие документа информационной записью только на бумаге.