Смекни!
smekni.com

Жак Деррида (стр. 3 из 3)

Чтение общего текста требует, по мнению Д., особой «двойной науки» (именно так была озаглавлена статья в книге «Рассеяние»). «Мышление-не-присутствия», согласно Д., являет собой «свое-иное» традиционной метафизики: имманентная двойственность последней придает ей статус собственного симулякра (см. Симулякр). Эта «смещенная похожесть» больше похожа, по мысли Д., на «едва ощутимую завесу», легкое колыхание которой посредством языковых игр прочтения может трансформировать «мудрость» первого текста в «комедию» второго. Именно наличие двух текстов в едином тексте провоцирует, обусловливает трансгрессию (см. Трансгрессия) первого (открытого) текста в текст скрытый. Данная процедура предполагает акцентуацию двузначности таких содержащихся в тексте слов и терминов, двойной смысл которых никоим образом нельзя преодолеть. Только такая акцентуация способна, согласно Д., проявить этот второй, ранее скрытый, текст – симулякр текста исходного. Так, например (статья «Двойная наука»), Д. сопоставляет слово «гимен» в текстах Малларме и гегелевский термин «тождество»: по Д., первое являет собой симулякр второго. Ибо: «гимен» есть слово для обозначения девственной плевы девственницы и – одновременно – для обозначения уз Гименея. Гимен как девственность существует, когда не существует гимена как соития; не существует гимена как девственности, когда существует гимен как брак. Таким образом, по Д., гимен в равной степени есть различие (между «снаружи» и «изнутри» девственницы, между желанием и осуществлением желания) и уничтожение этого различия. «Гимен», согласно Д., есть уничтожение «различия между различием и не-различием». И таким образом подвергается деконструкции идея тождества Гегеля: тождество между различием и не-различием оказывается неотличимым от тождества (по Гегелю) между тождеством и не-тождеством. Немыслимо ответить на вопрос: являются ли или нет различие и диалектическое тождество одним и тем же. Различие и тождество равно переходят друг в друга, оборачиваются друг другом, подобная языковая игра бесконечна: в ней, по словам Д., проигравший выигрывает, а одержавший победу терпит поражение.

По мысли Д., «помимо всех великих слов философии, которые в целом мобилизуют внимание, – разум, истина, принцип, – принцип основания говорит также о том, что основание должно быть дано. [...] Нельзя отделять этот вопрос об основании от вопроса, направленного на это «нужно» и «должно быть дано». «Нужно», как представляется, таит в себе самое существенное в нашем отношении к принципу. Оно отмечает для нас существование, долг, долженствование, требование, приказание, обязательство, закон, императив. С этого момента основание может быть дано, оно должно быть дано». Другими словами, как полагает Д., «мыслить бытие» есть задача вечная и неизбывная; поиск того, «почему» – процесс бесконечный. (См. также Голос, Рассеивание, Время в деконструкции, Грамматология, Смерть в деконструкции, Бинаризм, Деконструкция, Differance, Игра структуры, Логоцентризм, Логотомия, Логомахия, Метафизика отсутствия, Онто-тео-телео-фаллофоно-логоцентризм, Пустой знак, След, Трансцендентальное означаемое, Хора.)

Список литературы

Шпоры: стили Ницше // Философские науки. 1991. № 3— 4

Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4

Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса. СПб., 1994

Позиции. Киев, 1996

Эссе об имени. СПб., 1998. L'ecriture et la difference. Paris, 1967

De la grammatologie. Paris, 1967

La dissemination. Paris, 1972

Parages. Paris, 1986

Psyhe. Invention de l'autre. Paris, 1987

Memoires: pour Paul Man. Paris, 1988

L'autre cap. Paris, 1991.

Критика метафизики в неоструктурализме / По работам Ж. Деррида 80-х годов. М., 1989

Силичев Д.А. Ж. Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн // Философские науки. 1992. № 3

Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М., 1993

The deconstructive turn: Essais in the rhetoric of philosophy. London

New York, 1983

Kofman S. Lectures de Derrida. Paris, 1984.