Смекни!
smekni.com

Понятие юридических факторов (стр. 4 из 5)

С учетом положений обязательственного права следует выделить юридические факты: договорные и внедоговорные основные (главные) и смежные (связанные, сопутствующие); конкурсы, тендеры; уступка прав и перевод долга и др.

Юридические факты можно классифицировать на административно-правовые и гражданско-правовые. К административным относятся решения органов власти и управления, нормативные факты (акты), государственные заказы, регистрация юридических лиц, нотариальные действия, действия судебных исполнителей и др.

Классически гражданско-правовыми юридическими фактами являются сделки, действия в области интеллектуальной деятельности, чувства. К этой группе относятся правоустанавливающие и иные документы, их копии, влияющие на права и интересы граждан, выдаваемые частными юридическими лицами, унитарными государственными предприятиями, например бюро технической инвентаризации недвижимости, частными нотариусами.

Самостоятельным юридическим фактом являются юридические обстоятельства.

Модельный ГК СНГ и ст. 8 ГК в качестве самостоятельных юридических фактов называют судебные решения, государственную регистрацию прав и имущества, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом (приобретательная давность) и др. Юридические факты могут разделяться на нормативные и казуальные.

Выделение среди юридических фактов административно-правовых обусловлено тем, чтобы выделить правоотношения, в которых участвуют соответствующие лица, действиями которых порождаются эти факты. Но эти же факты позволяют стыковать административно-правовые и гражданско-правовые отношения и способы регулирования гражданского оборота.

Новейшее гражданское законодательство и судебная практика позволяют выделять и другие виды юридических фактов. Так, в отечественном законодательстве и доктрине к условиям действительности сделок относят обычно четыре основания (условия). Это правомерность, непорочность воли, надлежащая форма и дееспособность субъектов, а точнее, надлежащий субъектный состав с точки зрения его право- и дееспособности. В то же время классификация действий на действия по заключению коммерческих договоров позволяет выявить особенности оснований правомерности коммерческих договоров в отличие от оснований правомерности бытовых договоров. К комплексу оснований коммерческих договоров предъявляются несколько иные требования, чем к комплексу оснований бытовых договоров/Комплекс оснований правомерности коммерческих договоров предполагает повышенные требования к ним с точки зрения их соответствия публичным и общественным интересам. В частности, коммерческие сделки всегда недействительны, если помимо указанных требований гражданско-правового характера нарушают фискальные интересы государства и, соответственно, налоговое, иное публичное законодательство. Основания коммерческих договоров больше привязаны и к интересам неопределенного числа субъектов гражданского оборота, например интересам розничных потребителей. Такие требования гораздо слабее проявляют себя в отношении комплекса оснований (юридических фактов) бытовых договоров.

Таким образом, к четырем основаниям коммерческих договоров требуется добавить, по меньшей мере, пятое — требование соответствия оснований коммерческих договоров интересам государства и субъектов гражданского оборота, прямо не задействованных в правоотношении.

В последние годы в научной литературе многие исследователи отмечают, а судебная практика подтверждает, что к числу оснований правомерных коммерческих сделок следует относить ее правомерную хозяйственную цель. Причем сделка признается недействительной и тогда, когда соблюдены все четыре классических ее условия, но порочной является цель. В частности, к числу целей коммерческих сделок относятся экономические, получение прибыли, что закреплено абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК. Тем самым подчеркивается и конкретизируется связь гражданско-правовых условий сделки с публичными (фискальными и иными) интересами государства на установленную часть этой прибыли (налоговые отчисления, отчисления в иные фонды).

В то же время может быть совершение сделок, подпадающих под законодательство о защите прав потребителей. Соответственно это обязывает субъектов хозяйственной деятельности в сфере обслуживания потребностей граждан к совершению именно таких действий, которые удовлетворяют запросы граждан, поэтому могут признаваться недействительными все договоры предприятий розничной торговли по продаже товаров субъектам хозяйственной деятельности, кроме случаев разрешенной законом продажи. Хотя, наверно, могут быть случаи перепродажи товаров через посредников с целью удовлетворить бытовые нужды граждан, например для доставки в отдаленные сельские районы.

Следовательно, к числу необходимого, критического минимума оснований сделки, нужно отнести уже не менее шести оснований.

Анализ судебной практики также свидетельствует, что наиболее полное исследование состава и содержания всех фактических обстоятельств, повлекших спор, способствует правильному его разрешению. Так, формальный подход к факту оформления своего жилого дома в собственность другого лица не всегда позволяет судам законно разрешить спор о праве на дом, возникший после оформления права собственности на другое лицо. И только тогда, когда высшие судебные инстанции устанавливают и принимают во внимание ряд «инфраструктурных», побочных обстоятельств, в частности то, что оформление дома на другое лицо (дарение) происходило по мотивам того, что приобретатель дома будет оказывать материальную помощь отчуждателю дома, суды нашли истину. Отчуждение по мотивам (а не условиям, ибо не были точно определены размеры помощи, сроки) материальной помощи означает возмездность договора. А коль скоро дарение — безвозмездный договор, то признак возмездности вносит порок и влечет недействительность договора дарения. Соответственно договор как юридический факт есть всегда сложносоставное социально-правовое явление. Недействительным, несостоявшимся его следует квалифицировать в этих условиях и при попытке рассматривать его как куплю-продажу или ренту (ст. 454, 583 ГК), ибо условие его эквивалентности не определено, которое необходимо как существенное условие купли-продажи и ренты.

В своих решениях суды указывают, что не подлежат защите права, не имеющие необходимых экономических обоснований, а также права, обусловленные сугубо субъективными мотивами, не имеющими требуемой степени социальной значимости. Но разные лица отвечают на эти вопросы по-разному. Значит, возможны ошибки при заключении договоров, которые можно оставить без внимания общества и суда, если жить по законам дарвинизма о том, что выживает сильнейший и умнейший.

В нынешних условиях всеобщей социализации и гуманизации гражданского оборота учет мотивов и иных обстоятельств заключения договоров должен носить характер общего правила с рядом видовых его проявлений.

Таким образом, мотивы и иные обстоятельства также подлежат учету наряду с вышеуказанными шестью основаниями действительности сделок.

Вопросы гражданского процесса имеют особое значение для осуществления материальных гражданских прав, тем более что судебное решение рассматривается как комплексный материальный гражданско-правовой и одновременно гражданский процессуально-правовой юридический факт — основание гражданских прав. При этом судебное решение рассматривается и как норма права, и как юридический факт в развитии правоотношения, и как элемент механизма осуществления права. В этой связи еще раз нужно отметить роль активности граждан в реализации их прав. Степень активности граждан также является юридическим обстоятельством (фактом), влияющим на степень осуществления субъективного права и даже саму возможность осуществления субъективного права.

В рамках состязательности гражданского процесса актуальным является вопрос о степени вмешательства суда в установление фактических обстоятельств на основе добытых сторонами доказательств. Представляется, что нельзя сбрасывать со счетов положительный опыт советского судопроизводства, когда суды принимали активное участие в процессе собирания доказательств и установления соответствующих фактических обстоятельств. Не должны абсолютизироваться крайности в виде полной пассивности судов, с одной стороны, и их чрезмерной активности — с другой. Во всяком случае, суд не должен быть пассивен в ситуации, когда его пассивность позволяет нарушать публичный порядок и публичные интересы, а равно ведет к ущемлению законных интересов граждан и других лиц. Это значит, что степень активности соответствующих государственных органов, например, судов, также является одним из слагаемых фактов в их всегда сложной совокупности для возникновения субъективных прав граждан. Несовершенство юридических учреждений в государстве превращает борьбу за закон, как указывал Иеринг, в борьбу против закона. Точно так же можно говорить о правопорождающем характере действий, в том числе степени активности этих действий, осуществляемых контрагентами правоотношений в интересах друг друга, либо эта деятельность молчаливо или активно направлена против прав контрагентов.


3. Юридические составы

Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или совокупностью юридических фактов, которая именуется юридическим составом.

В юридические составы могут входить в различных комбинациях как действия, так и события. Так, для возникновения права на страховое возмещение по случаю разрушения дома от землетрясения (события) необходимо наличие и другого юридического факта — действия, а именно договора страхования, заключенного собственником дома со страховщиком.