В 1262 г. на Северо-Востоке произошло событие, которое нарушило сложившийся баланс во взаимоотношениях Руси с Ордой. Это событие совершенно не соответствует представлениям об Александре Невском как безоговорочно покорном ордынском «мирнике». В тот год горожане северо-восточных городов выступили против ордынцев - откупщиков дани. Последние были присланы императором Монгольской империи Хубилаем. а не золотоордынским Берке-ханом. Против поборов поднялись горожане, и «избави Бог от лютого томленья бесурменьского люди Ростовьския земли: вложи ярость в сердце крестьяном, не терпяща
насилия поганых, изволища вечь, и выгнаша из городов, из Ростова, из Суждаля, из Ярославля, окупахуть бо ти окаяньнии бесурмене дани, и от того велику пагубу людем творяхуть… и многы души крестьяньския роздно ведоша... егда же люди на врагы своя двигашася на бесурмены, изгнаша, иных избиша»[12]. Одна из северных летописей перечисляет тех, против кого было направлено восстание; ими оказались татарские чиновники: «мурзы, поборщики, баскаки и ясашники»[13].
Обращает на себя внимание неслучайная согласованность одновременного выступления горожан. Кто же был его инициатором? Текст Устюжского летописного свода содержит прямое указание на некую грамоту, призвавшую жителей к восстанию: «И приде на Устюг грамота от великаго князя Александра Ярославича, что татар бити»[14]. Сохранившиеся в названном своде известия, особенно местного происхождения, содержат, по оценке К. Н. Сербиной «ценные, нигде больше не читавшиеся сведения»[15]. Достоверность упоминания о грамоте подтверждается рядом конкретных деталей сопутствующего рассказа: назван ясашник Буга, отмечено вече горожан. Приведенное летописное известие раскрывает важное обстоятельство: руководителем антитатарского движения в Устюге и, очевидно, в других городах Северо-Восточной Руси был сам великий князь. Он рассчитал (как установил Насонов), что невыполненный в 1262 г. приказ Монгольской империи о сборе дани в некоторых городах не вызовет карательных акций со стороны Золотой Орды, укреплявшей в то время свою независимость от метрополии[16]. Таким образом, момент выступления против грабительской политики монголов был выбран точно. То было фактически первым успешным выступлением против чужеземного ига.
Заключение
Тогда в волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Берке принял ислам, который быстро распространился в его народ, тем легче, что и прежде в полчищах монголов большинство народов, им покоренных и за них воевавших, исповедывало ислам. В тоже время кочевая жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, который хан украшал всем великолепием, какое только возможно было при его могуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение басурманов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников.
Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно, человеком близким к князю. Великий князь Александр Ярославович, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь, видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: "Прошел я много стран и народов, но нигде не видал такого ни в царях царя, ни в князьях князя"; такой же отзыв сделал об нем и хан[17].
Возвращаясь от Хана Берке, по Волге больным, Александр остановился в Нижнем Новгороде, через силу продолжал путь дальше, но приехав в Городец окончательно слег, и приняв схиму скончался 14 ноября 1263 года.
Тело его было встречено народом близ Боголюбова и похоронено во Владимире в церкви Рождества Богородицы. (в XVIII веке государь Петр I вздумал перенести сии останки бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему новую свою столицу и желая тем самым утвердить ее знаменитое бытие). Говорят, что митрополит Кирилл, услышав во Владимире о смерти Александра, громко сказал: «Зашло солнце земли русской». Говорят, что тогда случилось чудо, достойное памяти. Когда святое тело Александра было положено в гроб, эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита[18]. Духовенство больше всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости. Все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноземной и поневоле признаваемой.
Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее. В этом отношении Руси повезло с одним из ее правителей, действовавшим в период, когда под вопрос было поставлено само выживание народа. Летописец имел право представить великого князя па фоне персонажей мировой истории. «Глас его акы труба в народе, и лице его акы лице Есифа, иже поставил его Егупетьский цесарь втораго цесаря в Егупте; сила бе его часть от силы Самсоня; дал бе ему Бог премудрость Соломоню, и храбрьство же акы цесаря Римьскаго Еуспасьяна, иже бе пленил всю Подъиюдейскую землю... Також и сий князь Олександр бе побежая, а не победим»[19]. Александр Ярославич не смог уберечь Северную Русь от ордынской зависимости, но своими действиями наметил трудные пути грядущего освобождения страны и превращения ее в могуществе государство.
Список литературы
1. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.115-118
2. Кошелева В. Запад против Александра Невского: 750 лет спустя // Юность. -1998. -№3. –с.50-51
3. Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.35-37
4.Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.189-197
5. Александр Невский. Битва на реке Нева в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=4453&c=812. –Загл. с экрана.
[1] Александр Невский. Битва на реке Нева в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=4453&c=812. –Загл. с экрана.
[2] Александр Невский. Битва на реке Нева в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=4453&c=812. –Загл. с экрана.
[3] Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.37
[4] Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.37
[5] Полемика: [об Александре Невском, 1220-1263: Ст.] // Родина. -2002. -№3. –с.37
[6] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.116
[7] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.116
[8] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.117
[9] Там же, с.117
[10] Там же, с.117
[11] Там же, с.117
[12] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.117
[13] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.118
[14] Там же, с.118
[15] Там же, с.118
[16] Там же, с.118
[17] Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.193
[18] Чарушников В. Кто же такой Александр Невский? // Москва. -2003. -№5. –с.192
[19] Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком [1220-1263] // Вопр. Истории. -1996. -№11/12. –с.118