Творчество Б., как бы разноречиво, разнозвучно оно ни казалось нам в своих отдельных частях, на самом деле обладает глубоким внутренним единством, представляет из себя замкнутый цельный организм. Теза творчества Б. — усадебно-дворянская культура, создавшая первый его период, период «Стихов о Прекрасной Даме». Антитеза — глубоко враждебный классовой сущности Б., но чарующий, прельстительный буржуазно-капиталистический город с его туманами, Незнакомками, огнями ресторанов. Соблазнившийся городом, покинувший ради него свой «белый дом», Б. вскоре начинает ощущать себя бездомным, затерянным, одиноким. Борьба Б. со вскормленным городом «модернизмом», «декадентством», Брюсовым — борьба с пленившей, но чуждой, больше того: ненавистной, буржуазно-городской культурой. Возврат в «белый дом», в лоно «окончательно сгнившей» дворянской культуры для поэта немыслим. Возникает неизбежная тяга к народу-исцелителю. Образ Прекрасной Дамы возвращается к поэту в образе новой возлюбленной — Руси («Русь моя, жена моя» и т. д.). Причем образ Руси — не простое повторение первоначального образа, а синтетическое его развитие: в России Б. не только светлое, ясное, но и «темное», «дикое», «цыганское». Принятие Б. революции, Октября — закономерное развитие и вместе апогей его народничества. Однако развивавшаяся по своим собственным законам революция естественно не могла ответить тем чаяниям и требованиям, которые предъявлял к ней классово-чуждый ей поэт-романтик. Б. неизбежно «разочаровывается» в революции. Разочарование в революции, значит в народе, было для Б. крушением всего его жизненного пути. Круг оказался пройденным до конца: творчески Б. умер за три года до своей физической смерти. Драма Б. — социальная драма последнего поэта-дворянина, родившегося в эпоху окончательной гибели русского дворянства.
В этом — «Возмездие» Александра Блока, в этом — «Песня судьбы» его жизни и его творчества.
Список литературы
I. Собр. сочин., Берлин, 1923 (неоконченное, но самое полное изд. Б. Из 9 вышло 7 тт., нет 6 и 8 тт.)
Избранные стихотворения (посмертное издание, подгот. автором), Л., 1925
Неизданные стихотворения (1897–1919), Л., 1926
Избранные стихотворения (вступительная статья И. Машбиц-Верова), М. — Л., 1927
Письма А. Б., Л., 1925
Дневник А. Б. (1911–1916), Л., 1928
Дневник (1917–1921), Л., 1928
Письма А. Б. к родным, Л., 1927
Автобиография Б. в «Русской литературе XX в.», под ред. проф. Венгерова, кн. 6, М., 1914.
II. Бекетова М. А., А. Б., СПБ., 1922
Белый А., «Записки мечтателей», № 6, 1922
Зоргенфрей В., Воспоминания, там же
Чуковский К., Воспоминания, там же
Полянский В., Из встреч с Б., альм. «Жизнь», № 1, 1922
Городецкий С., «Печ. и револ.», кн. 1, 1922
Ашукин Н. С., А. А. Б. в воспоминаниях современников и его письмах, М., 1924
Бекетова М. А., А. Б. и его мать, Л., 1925
Материалы для изучения творческого процесса Б. — в кн. Медведева Т., Драмы и поэмы А. Б., Л., 1928
Формальный анализ: Жирмунский В., Поэзия А. Б., П., 1922
Никитина Е. Ф. и Шувалов С. В., Поэтическое искусство Б., М., 1926
Общий очерк жизни и творчества Б. — в кн. Цинговатова А. Я., А. Б., М. — Л., 1926.
Из марксистских работ о Б. наиболее значительны: Троцкий Л. Д., Литература и революция, изд. 2-е, М., 1924
Коган П. С., Литература этих лет, изд. 3-е, Ив.-Вознесенск, 1925
Его же, Б. и революция, «Печ. и револ.», кн. 2, 1921
Горбачев Г. Е., Капитализм и русская литература, изд. 2-е, Л., 1928
Гроссман-Рощин И., А. Б., журн. «На литературном посту», № 3, 1928
Библиография — в кн. Никитиной Е. Ф. и Шувалова С. В.
Мандельштам Р. О., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, М., 1928
Блюм Э. и Гольцев В., Литература о Б. за годы революции (библиография) — в сборн. «О Блоке», М., 1929.