Смекни!
smekni.com

Понятие юридического лица в современном гражданском праве России (стр. 3 из 4)

Всё имущество организации учитывается на её отдельном (самостоятельном) балансе или проводится по самостоятельной смете, в чём и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица.

В отдельных случаях состав участников юридических лиц (и даже их руководящих органов) может совпадать, может совпадать и юридический адрес этих организаций. Имущественная же обособленность служит именно тем признаком, который позволяет безошибочно отделить одно юридическое лицо от другого.

Непосредственно на имущественной обособленности организации основан следующий признак – самостоятельная имущественная ответственность юридического лица.

Указанный признак означает, что организация - юридическое лицо - отвечает по своим обязательствам своим обособленным имуществом. При этом самостоятельная имущественная ответственность не является исключительной ответственностью (т.е. не означает, что другие лица не могут быть привлечены к дополнительной ответственности по долгам данного юридического лица). Под самостоятельностью в данном случае имеется в виду, что требования по обязательствам юридического лица должны быть предъявлены, прежде всего, ему самому, и только в строго определённых, установленных законом случаях, к дополнительной ответственности могут быть привлечены иные лица[22]. Как отмечал ещё в начале века В.Б. Ельяшевич, “т.к кредитоспособность каждого субъекта в обороте определяется прежде всего тем имуществом, которым он располагает, то естественно, что в юридических лицах кредит и ответственность ограничивались лишь имуществом, посвящённым общей цели: отдельные члены и их личное имущество были заслонены от третьих лиц юридическим лицом”[23].

Таким образом, самостоятельную имущественную ответственность юридического лица можно считать общим правилом, а возложение на других лиц дополнительной ответственности – всего лишь исключением из этого правила.

Следует обратить внимание также на то, что самостоятельная имущественная ответственность юридического лица означает, что филиалы, не являясь самостоятельными субъектами правоотношений, отвечают по обязательствам юридического лица (в которое они организационно входят) всем закреплённым за ними имуществом, а юридическое лицо отвечает всем имуществом по всем обязательствам, возникающим в результате деятельности филиалов.

Именно основанная на имущественной обособленности самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам всем имеющимся у него имуществом обеспечивает надёжность гражданского оборота с участием юридических лиц и удобство этого института для учредителей.

Что касается остальных признаков юридического лица, обычно выделяемых цивилистами (способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, способность быть истцом и ответчиком в суде), то, как представляется, их можно свести к понятию “правоспособность юридического лица”.

В соответствии же с п.3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (то есть в соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ – с момента его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п.8 ст.63 ГК РФ).

Анализ приведённых выше норм позволяет сделать вывод о том, что признаки юридического лица можно условно разделить на две группы.

Статусообразующие признаки (то есть такие признаки, наличие которых необходимо и достаточно для признания организации юридическим лицом):

организационное единство и автономия,

имущественная обособленность,

государственная регистрация.

Признаки, производные от статуса (т.е. те, которые возникают у организации, вследствие наделения её статусом юридического лица):

самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам,

гражданская дееспособность (способность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности),

процессуальная правоспособность (способность быть истцом и ответчиком в суде).

Как уже отмечалось выше, признаки второй группы организация приобретает в момент государственной регистрации (то есть в момент официального признания этой организации юридическим лицом). Следовательно, признаки, производные от статуса, являются вторичными по отношению к признакам первой группы (статусообразующим). Иными словами, то, что организация отвечает по своим обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде является не основанием, а следствием признания организации юридическим лицом[24].

Только приобретя в результате соответствующей государственной регистрации статус юридического лица, организация получает право вступать в правоотношения от своего имени. Таким образом, тот факт, что какие-либо организации заключают гражданско-правовые договоры от своего имени, вряд ли можно считать подтверждением того, что они являются юридическими лицами.

Для того чтобы ответить на вопрос, является ли вообще организация юридическим лицом, необходимо, прежде всего, определить, обладает ли такая организация статусообразующими признаками.

Таким образом, понимая в соответствии с правовой традицией под признаками юридического лица “такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права”[25], мы неизбежно приходим к выводу, что необходимыми и достаточными признаками для признания организации юридическим лицом являются:

организационное единство и автономия,

имущественная обособленность,

государственная регистрация в качестве юридического лица.

Что же касается других обычно упоминаемых признаков:

самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам,

гражданская дееспособность (способность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности),

процессуальная правоспособность (способность быть истцом и ответчиком в суде), то они, будучи производными от статуса (т.к возникают у организации, вследствие наделения её статусом юридического лица), не могут служить основанием признания организации юридическим лицом. Следовательно, их (для отграничения их от статусообразующих признаков) более целесообразно называть просто свойствами юридического лица.

В этом отношении представляется показательным предложение О.А. Красавчикова вывести процессуальный признак (способность быть истцом и ответчиком в суде) за пределы признаков юридического лица, “поскольку процессуальный закон (ст.31 и 32 ГПК РСФСР) наделяет процессуальной правоспособностью и процессуальной дееспособностью все организации, пользующиеся правами юридического лица. Получается так, что для обладания статусом юридического лица организация должна быть в определённой мере правосубъектна в процессуальных отношениях, и в то же время процессуальная правосубъектность даётся процессуальным законом той организации, которая является юридическим лицом”[26].

Нам же представляется целесообразным вывести за пределы признаков юридического лица все свойства юридического лица, не относящиеся к его статусообразующим признакам.


[1] См., например: Советское гражданское право: Ученик. В 2-х томах. Т. 1/ Илларионова Т.И., Кириллова М.Я., Красавчиков О.А. и др.; Под ред. О.А. Красавчикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – С. 127.

[2] Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: “ТЕИС”, 1996. – С. 111.

[3] Советское гражданское право: Ученик. В 2-х томах. Т. 1/ Илларионова Т.И., Кириллова М.Я., Красавчиков О.А. и др.; Под ред. О.А. Красавчикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – С. 127.

[4] См., например, легальное определение юридического лица – п. 1 ст. 48 ГК РФ.

[5] Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: “ТЕИС”, 1996. – С. 112.

[6] Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: “ТЕИС”, 1996. – С. 112.

[7] См. например: Гражданское право. Часть первая: Учебник /Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. - М.: Юристъ, 1997. С. 73.

[8] Ельяшевич В.Б. Указ. соч. - С. 449.

[9] См., например: Основы социально-психологической теории. Богомолова Н.Н., Бодалев А.А., Гительмахер Р.Б. и др./ Под общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 196.; Радаев В. Хозяйственная организация в свете экономических и социологических теорий // Вопросы экономики. 1996. - №12. - С. 91.

[10] Макарова Е.В. Юридический статус внутрипроизводственных фирм в условиях углубления и развития хозрасчёта. //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1991.- № 4. - С. 70.

[11] Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: “ТЕИС”, 1996. – С. 9.

[12] Советское гражданское право: Ученик. В 2-х томах. Т. 1/ Илларионова Т.И., Кириллова М.Я., Красавчиков О.А. и др.; Под ред. О.А. Красавчикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – С. 132 - 134.

[13] Там же, с. 132.

[14] См., например: Воробьёв А. Проблема юридического лица в Вооружённых Силах //Русский адвокат. – 1996. - № 1. – С. 8.