Смекни!
smekni.com

Рассказ о житии преподобного Иринарха, затворника Ростовского (стр. 3 из 8)

Почему у Иринарха возникли такие мысли после прощания с Агафоником?

В Житии преподобного не сообщается ничего о содержании бесед, но понятно, что Агафоник, привыкший поучать Илию, продолжал держать себя с Иринархом, как учитель.

Но дело, конечно, не в ущемленном тщеславии святого...

Просто мирская мудрость Агафоника не соответствовала постигаемой Иринархом мудрости смиренного иноческого бытия. Обидеть своего прежнего наставника Иринарх не хотел, но и оживать для мира на пути стяжания Святого Духа тоже не собирался.

И вот, на лесной дороге, вспоминая радостное волнение, испытанное во время встречи с другом, и заскорбел душою Иринарх о нарушении монастырского затвора.

Видимо, чтобы избежать в дальнейшем подобных искушении, он и принимает решение уйти в далекий монастырь, где уже не будет никого, кто смог бы напомнить о прежней жизни в миру, где ничто не помешает заниматься спасением.

— Уйду... — перекрестившись, проговорил Иринарх, и тут же раздался Голос:

— Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки. Здесь спасешься!

Оглянулся Иринарх, но никого не было на лесной дороге. И тут второй раз прозвучало:

— Здесь спасешься!

Страшно стало, задрожал Иринарх... И снова, в третий раз, явственно услышал Голос.

— Здесь спасешься! — упали слова.

Описание искушений преподобного Иринарха — это описание поиска им предназначенной ему святости.

Попытаемся снова сопоставить даты его жизни с историческими событиями…

Напомним, что Откровение было даровано Иринарху на дороге из Ростова в Углич, когда еще бушевало грозное царствие Иоанна IV, дважды изъявлявшего желание принять в стенах Борисо-Глебской обители постриг.

Учитывая, что Иринарх провел в монастыре уже несколько лет — он прошел начальное послушание и уже мог принимать в монастыре знакомых — можно предположить, что случилось это в начале восьмидесятых годов XVI века.

А 1581 год памятен в истории России… Это год — знаменитого похода Ермака, положившего начало присоединению к России Сибири… Это год, когда в припадке гнева Иван Грозный убил своего сына Ивана…

Дорога, где находился Иринарх, вела из Ростова в Углич, где многие годы спустя под ножом убийцы закончится жизнь царевича Дмитрия — последнего прямого наследника Ивана Калиты.

Тогда и начнется на Руси Смута.

Невидимо, неощутимо для современников ткется гибельная сеть, что будет накинута на Святую Русь... Но так же невидимо выковывается и духовный меч, чтобы отразить погибель...

Иринарх мог трудиться Богу и на Соловках, и в Кирилло-Белозерском монастыре, но он нужен был здесь...

2.

Вскоре инока Иринарха перевели из пекарни в пономарскую службу.

Обязанностью его стало звонить в колокола.

И Иринарх звонил.

Звонил в 1584 году, когда, собравшись поиграть в шашки, умер царь Иван IV Васильевич, и на престол взошел Федор Иванович…

В это царствие Русь вступила с двумя кланами царских родственников — Романовыми и Годуновыми...

Шли они след в след друг за другом.

Сам Никита Романович превратился теперь в дядю царю, а его сыновья, Никитичи, стали двоюродными братьями Государя.

Зато Борис Годунов занял при Фёдоре то же место, что Никита Романович занимал при Грозном — любимого шурина.

Сильно возвысился он. И закипели на Москве боярские смуты. Составлялись заговоры, чтобы развести царя Федора с Ириной Годуновой. Особенно усердствовали в этом князья Шуйские и митрополит Дионисий.

Но Борис Годунов крепко стоял. Жестокой была его расправа. Свели с престола и сослали в Хутынский монастырь митрополита Дионисия… Многих князей Шуйских удавили...

Возвещая об этих событиях, и звонил инок Иринарх.

Звонил он в колокола, когда в 1591, голодном году, убили в Угличе царевича Дмитрия.

Звонил, когда в 1598 году умер, не оставив наследника, царь Федор Иоаннович — последний отпрыск великой династии Рюриков.

И все строже, все беспощаднее смирял свое тело борисоглебский звонарь. По ночам предавался молитве и бдению, спать укладывался прямо на землю.

Ветхой стала одежда, а новую Иринарх не хотел брать.

3.

Когда, дотлев угольками Федорова царствия, истаяло Калитино племя, на русский престол избрали Бориса Годунова.

Сопернику его — Богдану Бельскому выщипали, по волоску бороду и сослали в Нижний Новгород.

Романовы, хотя и выдавали себя за союзников Годунова, тоже вступили в борьбу за русский престол, но развернутые ими против Годунова боевые действия совершались тайно, и пока оставались неприметными для посторонних наблюдателей.

Однако сделавшегося вдруг подозрительным Бориса Годунова Романовым обмануть не удалось…

Когда был подан донос, что у Александра Никитича Романова, в казне приготовлено "всякого корения" для отравления царя, Борис приказал произвести обыск. "Коренья" нашли, и начался "сыск", длившийся около полугода.

И что-то Борису Годунову, по-видимому, удалось узнать.

Разумеется, не про "коренья", а про слухи, распускаемые о царевиче Димитрии. И тогда Годунов решил навсегда покончить со своими коварными союзниками.

Ночью 26 октября 1601 года стрельцы подожгли дом бояр Романовых...

Александра Никитича — сослали на Белое море, Михаила Никитича - в Пермскую землю, Ивана Никитича — в Пелым, Василия Никитича — в Яренск.

Федора Никитича Романова (будущего патриарха Филарета) заключили в Антониево-Сийский монастырь, что в девяноста верстах от Холмогор, и насильно постригли в монахи. Его жену "замчали" в Заонежский Толвуйский погост и тоже постригли. Дочку Татьяну и сына Михаила (будущего царя) с тетками сослали в Белоозеро…

Кара была жестокой…

Однако, как свидетельствуют документы, еще более жестоко поступили с ближними слугами Романовых. Почти все они были казнены.

Историки этому обстоятельству особого значения не придают, но может быть, именно в нем и скрыты сведения, какие именно коренья были отысканы в доме Романовых.

"Кореньями" этими мог быть подготовленный Федором Никитичем кандидат в самозванцы, слухи о котором, как свидетельствуют современники, уже тогда поползли по Москве…

Как известно, самому кандидату — Григорию Отрепьеву удалось уйти.

Он (по-видимому, еще в начале розыска) покинул Романовых и укрылся, приняв постриг, среди чернецов Чудова монастыря.

Звали его теперь Григорием.

Из летописей нам известно, что какое-то время Отрепьев провел в Чудовом монастыре, но скоро начал хвалиться, будто он царский сын.

Когда слух о непригожих речах Отрепьева дошел до ростовского митрополита Ионы, он немедленно доложил Годунову. Годунов приказал дьяку Смирному Васильеву схватить дерзкого инока и заточить в Кирилло-Белозерском монастыре.

И вот тут начинаются уже настоящие чудеса…

Дьяк, исполняя указание Годунова, вдруг занемог беспамятством, позабыл царский указ и дал Отрепьеву возможность убежать в Галич.

Из Галича Григорий перебрался в Муром, а из Мурома — в Борисо-Глебский монастырь, где и проходил ступени духовного восхождения преподобный Иринарх…

Глава четвертая

В Житии преподобного эпизод пребывания Григория Отрепьева в одной с ним обители никак не отражен, но известно, что с этого момента нетерпеливо усиливает инок Иринарх свои подвиги.

1.

Примерно ко времени появления самозванца в Борисо-Глебском монастыре приурочен рассказ о встрече преподобного с нищим паломником.

Однажды Иринарх увидел в церкви босого странника. Была зима, и он пожалел нищего.

— Дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог отдать сапоги свои несчастному... — взмолился преподобный и, разувшись, отдал свои сапоги страннику.

Господь даровал Иринарху теплоту, о которой просил он, но дьявол воздвиг против него ропот братии.

— Монах — босой и в рубище! — наговаривали они настоятелю. — Это гордыня в нем!

Игуменом Борисо-Глебского монастыря был тогда Гермоген.

В отличие от казанского митрополита Гермогена не различил он опасности в Григории Отрепьеве, явившемся под его кров... И узреть, подобно прежнему настоятелю Антонию, "сердечными очами", что инок Иринарх пришел от Бога, тоже не сумел он. Гермоген посчитал его подвиги проявлением диавольской гордыни.

Пытаясь смирить Иринарха, Гермоген посылал его в морозы благовеститъ на открытой колокольне, но ничего не помогало. Иринарх продолжал ходить босиком, благодушно снося нападки братии.

Тогда игумен Гермоген отослал Иринарха на прежнюю службу в пекарню, но и это не помогло. Иринарх продолжал ходить босой по морозу, не чувствуя холода.

2.

И все же однажды Иринарх обморозил ноги.

Случилось это, когда в Ростове попал на правеж "один христолюбивый человек". Житие не называет имени несчастного, но по косвенным сведениям, это был тот самый Агафоник, которому столь много обязан Иринарх, или же брат Андрей... Известие о правеже чрезвычайно огорчило Иринарха, и он решил отправиться в Ростов, чтобы помочь несчастному.

Вот тогда-то, отойдя от монастыря на семь верст, Иринарх и обморозил пальцы ног.

Три года после этого болел он.

Три года не заживали на ногах раны...

Ничего случайного не включается в Жития подвижников, поэтому не будем приписывать эту болезнь Иринарха необычайной силе мороза, а попробуем отыскать другое объяснение, почему Всемогущий Господь лишил вдруг святого дарованной теплоты.

Вероятно, хотя и самыми лучшими побуждениями было продиктовано решение Иринарха, идти в Ростов, чтобы выручить несчастного должника, но чем-то неугодным оказалось оно Богу.

И Господь вразумил святого.

Великие подвиги назначено было совершить Иринарху, но еще не пришел час этих подвигов...

Через три года ноги зажили, и снова вернулась в них необыкновенная теплота.

Снова начал Иринарх ходить босиком и летом, и зимою.

Отчаявшись смирять его, Гермоген отослал Иринарха на работы вне монастыря. Никакие насмешки, никакие суровые послушания не могли опалить Иринарха "уныния пламенем", но отлучения от храма Божия он снести не смог.