Зима 1606 — 1607 годов очевидная, но — увы! — не удавшаяся попытка вырваться из-под тяжкого бремени клятвопреступлений, освободиться от сжигающего души властолюбия, алчности и злобы.
И, возможно, потому и было столь кратким пребывание Иринарха в Москве, потому и заспешил он, хотя и был обласкан государем, покинуть Кремль, что слишком ясно прозирал своим духовным зрением, всю безуспешность предпринятых попыток.
Еще слишком круто бродила закваска порочных страстей, еще слишком слаб был в людях страх Божий, еще не выпила Русь положенную ей чашу испытании, еще слишком много требовалось молитв, чтобы спасти Русь...
Глава седьмая
Весною 1608 года, спустя несколько месяцев после разгрома войск Болотникова и взятия Шуйским Тулы, началось наступление Лжедмитрия II.
Ему удалось разбить при Болхове царские войска. Появились вблизи Москвы и польские отряды Яна Сапеги и Александра Лисовского.
И снова заколебалась Русь.
После взятия Тулы Гермоген уговаривал Шуйского не медлить с подавлением мятежа в украйных городках, но бояре не позволили царю Василию последовать мудрому совету. Не нужно было боярам спокойствие в государстве, настояли они, чтобы государь распустил войско на отдых…
И случилось то, что и должно было случиться…
Вбирая рассеявшиеся после разгрома Ивана Болотникова казачьи шайки, усиливаясь польскими отрядами Яна Сапеги и Александра Лисовского войско самозванца, нанесло поражение Василию Шуйскому и встало на подступах к Москве в Тушине.
Не только в князьях и боярах появилась тогда расшатанность, но и в простых людях.
"И разделились, как чернь, так и знать… — свидетельствует летописец. — Один брат в Москве с царем Василием в осаде, а другой — в Тушине с вором. Отец — в Москве, сын — в Тушине. И сходились ежедневно они на битву, сын против отца и брат против брата".
Вскоре в Тушине объявилась Марина Мнишек. Она объявила, что выкрест Богданко и есть ее супруг — царь Димитрий.
Признали в Богданко прежнего самозванца и недовольные Шуйским сановники - Д.Т. Трубецкой и Д.М. Черкасский, М.М. Бутурлин и Р.П. Шаховский.
1.
В октябре 1608 года Ян Сапега стремительным маршем вошел в Ростов.
Цель похода — перевезти в Тушино митрополита Филарета.
Почти все Романовы и их родственники обосновались в Тушине у еврея Богданко, не хватало для комплекта только самого Филарета.
Митрополит Филарет встретил поляков хлебом и солью.
Н.М. Карамзин и митрополит Макарий стыдливо упускают эту подробность, а менее осторожные апологеты Романовых пускаются в объяснения, дескать, Филарет желал защитить Ростов от набега польской шайки и, привечая посланцев самозванца, хотел утихомирить грабителей своим смирением…
Но факт остается фактом.
Митрополит Филарет, который в свое время не сумел узнать в Лжедмитрии I своего дворового человека Гришку Отрепьева, теперь сумел узнать в еврее Богданко — убитого Лжедмитрия I., когда царек провозгласил его патриархом.
Возведение Филарета (Романова) в патриархи и дальнейшая служба его у шкловского царька — самая позорная страница в истории династии Романовых. Ведь новоявленный патриарх совершал клятвопреступление не только против России, не только против царя Василия Шуйского, но и против святого царевича Дмитрия, нетленные мощи которого сам перевозил 3 июня 1606 года в Москву из Углича.
И еще одну трехсаженную железную цель повесил на себя Иринарх.
Келья, где сидел он, мала была. От стены до стены — рукою достать можно. В одном конце кельи — за монастырскую стену — оконце, в другом — дверь, И ни постели, ни печи в келье…
2.
Когда Сапеге доложили, что в монастыре, скованный цепями, старец сидит, решил поляк поглядеть на него.
В накинутой на плечи шубе встал он в дверях кельи.
Мерзлым холодом дохнуло на него от закованного в тяжелые цепи босого старца.
— Как терпишь ты, старче, такую муку в темнице? — поежившись, спросил Сапега. — Лютый холод у тебя.
Мог бы ответить Иринарх, что молитва согревает, но не слышал польский пан его молитву.
— Для Бога терплю... — сказал Иринарх. — А ты, пан, попадай домой. На смерть замерзнешь, коли на Руси задержишься.
Осторожно тронул Сапегу за рукав подручный. Прошептал, докладывая:
— Сказывают, что сколько не принуждали, не хочет молиться этот старец за короля польского. Говорит, я на Руси рожден, на Руси крещен, за русского царя и Богу молюсь.
— Правильно говорит... — думая о своем, сказал Сапега. — В какой земле жить, тому царю и прямить.
— Так он и за царя Димитрия молиться не хочет! — не унимался доносчик.
— За царька? — раздраженно спросил Сапега. — За которого?
— За обоих не молиться царьков... — начал было доносчик и осекся. Оттолкнув его плечом, вышел Сапега из мерзлой кельи,
Не оглядываясь, зашагал к саням. Остановился. Поманил проходившего мимо монаха, сунул пять рублей.
— Велика правда в батьке! — сказал он. — Передай это ему…
Не исполнил совета Иринарха Ян Сапега.
Долго и удачливо воевал он на Руси.
В 1611 году сумел прорваться с обозом в осажденный московский Кремль, и уже там занемог и умер...
3.
Прикованный цепями, безвыходно сидел Иринарх в убогой келье, а вера в силу его святых молитв распространялась по всей Руси. Шли к Иринарху нищие и убогие, всесильные князья присылали за благословением…
Весной 1609 года, когда совсем тяжко стало на Руси, прислал за благословением к Иринарху, собирающийся выступать в поход на самозванца князь Михаил Скопин-Шуйский.
Благословение и свой крест послал юному князю затворник Иринарх.
И вот в многолетней череде измен и предательств, бездарной нерешительности и себялюбивой мешкотни, как будто из совсем другого времени — блистательный поход князя Михаила Скопина-Шуйского…
17 июня 1609 года. Разгром тушинцев под Торжком.
11-13 июля. Разгром тушинцев у Твери.
9 октября. Войска М.В. Скопина-Шуйского освободили Александровскую слободу.
12 января 1610 года. Войска Скопина-Шуйского разгромили поляков и сняли осаду с Троице-Сергиевой лавры.
Конец февраля. Бегство Лжедмитрия II и Марины Мнишек.
Первые числа марта. Михаил Ружинский поджег стан в Тушино. Русские тушинцы разделились. Одни поехали с повинной в Москву, другие — в Калугу, к Лжедмитрию.
12 марта. Торжественный въезд М.В. Скопина-Шуйского в освобожденную Москву.
О, как ликовала Москва!
Наконец-то, явился среди погрязших в трясине интриг и клятвопреступлений бояр, юный герой, незапятнанный предательством, осиянный славою победителя...
И не вынесли этого завистливые боярские сердца.
23 апреля на крестинах у князя Ивана Михайловича Воротынского дочь Малюты Скуратова поднесла юному освободителю Москвы кубок с отравленным вином. Прямо на пиршестве полилась из носа князя кровь. Его отнесли в постель, с которой он уже не вставал.
Две недели умирал князь…
В эти дни и пришел присланный Иринархом инок Александр.
— Вороти крест, княже... — передал он просьбу Иринарха.
Молча смотрел на посланца преподобного Иринарха князь. Что было говорить?
Не сберег он себя... Благо бы для утех житейских не сберег, а он для дела спасения Руси не сумел сохранить себя...
И не прозвучало ни одного пустого и жалкого слова утешения...
О, каким православным смирением и величием была наполнена эта сцена!
Что тут говорить?
Не словами надобно утешать,
— Вороти крест, Михайло Васильевич! — повторил посланец и, оглянувшись, чтобы никто не слышал, тихо добавил: — Другому теперь потребен этот крест будет.
Князь Михаил вернул крест и просил Александра отвезти отшельнику Иринарху даров от него...
Глава восьмая
Крест, возвращенный умирающим князем Михаилом, Иринарх снова поставил в келье.
Некому было нести этот крест. Никому не по силам. Еще долго надо было молиться, чтобы появился герой, способный взять его...
1.
После гибели Скопина-Шуйского снова погрузилась Русь в пучину смуты.
Все новые и новые самозванцы восставали повсюду…
Предательством и боярской изменой удалось свести с престола царя Василия Шуйского… Отослали его полякам, требуя на царство королевича Владислава,
Снова приходили поляки в Борисо-Глебский монастырь.
Десять недель стояли тут.
Сын воеводы Яна Каменского зашел в келью старца.
— Благослови, отче! — попросил он.
— А чего пан Сапега не приходит? — спросил Иринарх.
— Убит Сапега, как и говорил ты...
Тяжело звякнули кресты, загремели цепи, когда поднимал для благословения руку святой Иринарх.
— Благословляю, — сказал он. — Иди домой в Польшу, а то и тебя, как Сапегу, судьба ждет...
И сам воевода Ян Каминский пришел благословиться у старца.
И его благословил Иринарх возвращаться в Польшу…
Как утверждают исследователи, преподобный Иринарх носил на себе, не снимая, 161 килограмм "праведных трудов"(9).
Духовной силе его и святости поражались все видевшие его.
И никто, даже злые иноплеменники, не осмеливались обидеть святого.
Обиды терпел Иринарх только от своей монастырской братии.
И это еще одно свидетельство высокой святости Иринарха.
Увы… Людей несовершенных святость обжигает, как жжет грешников огонь Божественной Любви. Грешным людям лучше наблюдать святость издалека, только на короткое время прикасаясь к ней, а жить рядом со святым - не под силу грешнику.
Так и было с братией Иринарха.
2.
Новые гонения воздвиг на преподобного новый игумен Симеон.
Он приказал Иринарху являться вместе с братией в церковь на службу. Но, нося "железные труды" старец и по келье передвигался с трудом, день и ночь иссушал плоть в посте и молитве.
И тогда "жестокосердный Симеон" превзошел лютостью и неверных. Первым делом он отобрал у старца все его скудные припасы.
Когда ученик сказал Иринарху, что все перерыли, а мед — вот радость-то! — не углядели, старец велел идти к игумену и сказать об этом.