Р (Teilhard de Chardin, Pierre) (1881–1955), французский геолог, палеонтолог и философ. Будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры.
Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, дальний родственник Вольтера, родился 1 мая 1881 в замке Сарсена в Пюи-де-Дом близ Клермон-Феррана на юге Франции. Окончив иезуитский коллеж в Монже, вступил в орден иезуитов в 1899. С 1901 по 1905 изучал философию и готовился стать священником в иезуитской обители на острове Джерси. В 1905–1908 находился в Каире, где преподавал физику и химию и заинтересовался палеонтологией – млекопитающими эпохи эоцена. В 1908 вернулся в Англию, где изучал теологию в Гастингсе. Стал священником в 1911. Затем был направлен в Париж и стажировался в Парижском музее у М.Буля, одного из самых известных палеонтологов того времени. В Первую мировую войну служил во французской армии санитаром-носильщиком.
В 1922 Тейяр получил докторскую степень по палеонтологии в Сорбонне. В 1922–1926 преподавал геологию в Католическом институте в Париже, однако его интерпретация первородного греха в применении к эволюции человека была сочтена отклоняющейся от ортодоксального учения, и ему было предписано покинуть стены института и отправиться в Тяньцзинь вместе с Э.Лисаном, выдающимся ученым-палеонтологом, также принадлежавшим к ордену иезуитов. Всю оставшуюся жизнь Тейяр провел в ссылке, вначале в Китае, а затем в США.
В 1929, участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр был одним из ученых, обнаруживших синантропа (Homo erectus), и получил широкое признание благодаря анализу этой находки. Еще большую славу ему и А.Брейлю принесло открытие в 1931 того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем.
Во время Второй мировой войны Тейяр продолжал работать в оккупированном японцами Пекине, однако его действия были строго ограничены. В 1946 он вернулся в Париж. Посетил Рим и безуспешно пытался добиться разрешения опубликовать свои философские и теологические сочинения. Тем не менее эссе и лекции Тейяра ходили в списках и оказали значительное влияние на научное сообщество. В 1952 он стал сотрудником Фонда антропологических исследований Уэннера – Грена в Нью-Йорке. Умер Тейяр де Шарден в Нью-Йорке 10 апреля 1955.
Согласно Тейяру, эволюция – космический, целенаправленный процесс, в ходе которого материя-энергия, составляющая Вселенную, прогрессивно развивается в направлении возрастающей сложности и духовности. Частицы первобытного хаоса находились первоначально в состоянии бесконечного разнообразия. Пройдя последовательные этапы, на которых происходил их синтез, они соединились в такие сложные сущности, как атомы, молекулы, клетки и организмы. Наконец, в человеческом теле нервная система достигла такой степени сложного единства, что возник самосознательный, целеустремленный и морально ответственный разум. Таким образом, жизнь, разум, дух и свобода возникли из материальной матрицы, и человек начал обретать способность к сознательному контролю над собственными действиями. Направленность и прогресс очевидны в эволюции материи-энергии, которая привела к образованию Земли и формированию литосферы, превратившейся благодаря эволюции живых существ в биосферу. В свою очередь биосфера, вследствие эволюции разумных существ, стала ноосферой (от греч. nous – разум).
Тейяр был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, – тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства – времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине – точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».
Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. В процессе эволюции Тейяр видел естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Иисусом Христом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к «парусии», Второму Пришествию Христа, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным».
Божье сотворяющее Слово (Logos), имманентное природе с самого начала, есть синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводя элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Благодаря воплощению в историческом Христе Слово Божье обнаружило свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается Божья любовь к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров». Воскреснув, Христос продолжил свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Тем самым верующие люди избавляются от господства низшей, биологической детерминации.
Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра является его теология, пронизанная глубокой верой и личным благочестием философа, его видением Церкви как сообщества людей, вдохновленных возвышающим и общиннопостроительным влиянием Иисуса Христа. Церковь, следовательно, является «головным отрядом эволюционирующего человечества». Однако, с точки зрения Тейяра, учение Церкви зачастую выражается в терминах слишком статичного и дуалистичного мировоззрения, разрывающего природу, историю, спасение человека и сверхприродную благодать Божью. Поскольку человек призван сотрудничать в завершении Божьего творения, вера должна подвигать его не на бегство от материи и истории, а на стремление к воссоединению с Богом через посвящение себя жертвенной задаче продвижения процесса творения и создания подлинно человеческого сообщества.
Тейяр оставил два больших труда: Феномен человека (Le Ph
nom ne humain, 1955) – книга, обращенная к людям с научным складом ума; Божественная среда (Le Milieu divin, 1957) – труд, написанный для религиозно-ориентированного читателя. Другие работы Тейяра – Возникновение человека (L'Avenir de l'homme, 1956); Взгляд в прошлое (La Vision du pass , 1957) и Наука и Христос (Science et Christ, 1965) – представляют собой сборники эссе и лекции.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965