Ко времени выхода книги “Стихов о Прекрасной Даме” поэзия петербургского студента Александра Блока завоевала некоторое признание.
Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-русское отделение истоpико-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.
Университет, как и гимназия, не оставили заметного следа в жизни Блока. Духовные интересы и запросы его с ранней юности лежали в другой плоскость. Сначала он пережил сильнейшее увлечение театром, участвовал в любительских спектаклях, прослыл хорошим декламатором и мечтал о поступлении на большую сцену. Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К тому времени Блок написал уже много стихов. Это - лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что, кроме реального мира, есть еще некий “свеpхpеальный”, высший “мир идей”. По собственному признанию Блока, им целиком овладели “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. Он начал видеть в природе в действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу “знаки”. Блок был не одинок в подобных ощущениях и настроениях: они были характерны для целого круга тогдашних молодых людей, подпавших под влияние древней и новой идеалистической и pелигиозно-мистической философии.
Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьева - воинствующего идеалиста и мистика, “углубившего” учение Платона о “двоемиpии”. Самым серьезным образом Соловьев предсказал “конец мира”, “конец всемирной истории”, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – “Мировой душой” (она же “Вечная женственность”).
Эти мистические бредни на некоторое время полонили воображение Блока и соответственно окрасили его юношескую лирику. Впоследствии он так охарактеризовал свои тогдашние переживания (говоря о себе в третьем лице): “Он ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающий тревоге видел предвестие конца мира. Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса”.
Прошли годы духовного роста и просветления, прежде чем поэт сумел различить реальное содержание “окружающей тревоги” и повернулся лицом к действительной, а не выдуманной жизни.
Конечно, и в эти годы поэзия Блока не целиком исчерпывалась мистическими темами и мотивами. Во многих его юношеских стихах звучит звонкий голос, славящий не “лучезарную глубину” каких-то “далеких миров”, созданных фантазией поэта, а радость и прелесть здешнего, земного бытия. Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любови Дмитриевне Менделеевой), которая впоследствии стала его женой. Можно сказать, все юношеские стихи Блока (и многие позднейшие) говорят об этой любви. Поэт творил некий миф о божественной Прекрасной Даме – воплощении соловьевской “Вечной женственности”, но сплошь и рядом в этом мифологизированном образе сквозят “земные”, реальные черты его возлюбленной:
“Ей было пятнадцать лет. Но по стуку
Сердца – невестой быть мне могла.
Когда я, смеясь, предложил ей руку,
Она засмеялась и ушла...”
В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились, в августе 1903 года.
В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года - почти одновременно в петербургском журнале “Новый путь” и в московском альманахе “Северные цветы”. Он устанавливает связи в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым). Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий поэт, прозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание. В конце 1904 года в символистском издательстве “Гриф” вышла в свет первая книга Блока - “Стихи о Прекрасной Даме”.
Ко времени появления книги Блок уже довольно далеко отошел от ее тем и настроений. Наступил кризис его юношеского религиозно – мистического мировоззрения. Он уже начал тяготиться своей отчужденностью от реальной жизни, пытался вглядеться в нее. Стихотворение “Фабрика”, написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока. Общественный подъем, охвативший накануне 1905 года всю Россию, захватил и Блока. В образе какого-то “недвижного” и “черного” поэт, впервые обратившись к социальной теме, попытался выразить свое еще очень смутное представление о владыках капиталистического мира, обрекающих человека на тяжелый труд и душевные страдания.
В дальнейшем ноты горячего сочувствия простым людям и праведного гнева на все, что мешает им жить, звучат в стихах Блока со все возрастающей силой. Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл “гражданина”, впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.
Прежнее безразличие Блока к общественно - политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока.
Ощущение исторических перемен, которых с таким нетерпением ждал Блок в революционный 1905 год, породило в его творчестве новые темы. В его поэзии послышался язык улицы, мелодии городских окраин, зашумела жизнь повседневная. Романтическая мелодия стихов о Прекрасной Даме обрела более конкретное звучание в темах стихов сборника “Нечаянная радость”. 1905 год стал для Блока годом большого творчества. “Прилив сил, освященное чувство природы, детски-чистое ощущение цельности мироздания дал Блоку пятый год. Летом он увидел болотного попика, бога тварей, что было большой дерзостью тогда”, – писал Сергей Городецкий, с которым Блок тесно сдружился именно в это время. Не случайно один из разделов сборника “Нечаянная радость” Блок так и назвал: “1905 год”.
“Мистический треугольник” – Блок, Белый, Соловьев – распался. В Петербурге Блок близко сошелся с молодыми литераторами В. Пястом, братьями Городецкими, Л. Семеновым, Н.П. Ге. На квартирах Блока и Городецкого устраивались вечера “молодого искусства”, читались стихи, слушали музыку, спорили, иногда С. Городецкий, хороший художник, выставлял свои этюды и рисунки.
В этот период на творчество Блока оказал огромное влияние Валерий Брюсов, особенно его сборник “Urbi et orbi”. Со стихами из “Urbi et orbi” в жизнь и поэзию Блока властно вошли новые темы, зашумел большой город, “жизнь повседневная”.
Под влиянием образов и ритмов Брюсова Блок сделал шаг к реализму, и появилась, например, известное стихотворение “Фабрика”:
В соседнем доме окна желты,
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам…
И хотя Блок довольно быстро освободился от гипноза поэзии Брюсова – он многим обязан именно Брюсову в расширении своего поэтического мира.
Не случайно Блок не раз называл Брюсова своим учителем. “… Я издавна люблю Вашу поэзию и многим обязан ей, как ученик”, – писал Блок Брюсову в январе 1906 года.
Глава II. Не может сердце жить покоем (1905-1914гг.)
Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. В этом году он создает знаменитую пьесу “Балаганчик”, в которой рассчитывается с мистическим прошлым.
Он становится профессиональным литератором, его имя приобретает уже довольно широкую известность. Он сотрудничает во многих журналах и газетах, и не только как поэт и драматург, но и как критик и публицист. Он активно участвует в литературной полемике, отстаивая свои взгляды на существо искусства и задачи художника, выступает с публичными докладами и лекциями. Постановка его маленькой пьесы “Балаганчик” в театре В.Ф. Коммиссаpжевской (в декабре 1906 года) стала крупным событием тогдашней театральной жизни. Одна за другой выходят книги Блока - сборники стихов “Нечаянная радость” (1907), “Снежная маска” (1907), “Земля в снегу” (1908), сборник “Лирические драмы” (1908).
Обращение Блока к искусству театра знаменательно. Как никому из современников ему было свойственно сознание, что именно театр изобличает кощунственную бесплотность формулы “искусства для искусства”. Ибо театр – это сама жизнь искусства, та высокая область, в которой “слово становится плотью”. Вот почему “почти все, без различия направлений сходятся на том, что высшее проявление творчества есть творчество драматическое”. Эти слова сказал Блок в замечательной статье “О театре”. Такой взгляд на театральное искусство позволил Блоку именно в форме драматических сцен ответить на многие мучившие его вопросы.
Трагический герой Блока – мечтательный Пьеро покорно играет свою роль в балагане жизни. И все же именно он находит в себе силы бороться и погибнуть за любовь. В лирических сценах “Балаганчика” Блок не только рассказал о жизни, но и провидчески угадал свою будущуюсудьбу. Он едко разоблачил радения петербургских и московских мистиков.