После Февральской революции Блок все более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес народу избавления от преступно развязанной войны. Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир – народам, земля – крестьянам, власть – Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: “Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира...”. Тогда же он записывает в дневнике, что “один только Ленин” (Блок подчеркнул эти слова) верит в будущее “с предвидением доброго”, верит в то, что “захват власти демократией действительно ликвидирует войну и наладит все в стране”.
В ответственный час истории Блок нашел в себе духовные силы для того, чтобы мужественно порвать свои связи со старым миром и восторженно приветствовать мир новый, рождавшийся в огне и буре пролетарской революции. С первых же дней Октября он открыто и честно определил свою общественно - политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти. В числе лучших (очень немногочисленных в ту пору) представителей старой русской интеллигенции он сразу же пошел работать с большевиками, принял самое живое и деятельное участие в строительстве новой, социалистической культуры.
Но неизмеримо более важно, что Октябрьская революция окрылила Блока как художника, вдохновила его на создание “Двенадцати” – лучшего его произведения, закончив которое он, обычно беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я – гений”.
В “Двенадцати” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные, и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” – музыку разрушения ненавистного ему старого мира. Беспощадно, со “святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барынями, попами и “витиями”. Но разумное, организующее, созидательное начало социалистической революции не получило в “Двенадцати” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэм – красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира, – пожалуй, больше от анархической “вольницы” (активно действовавшей в Октябрьские дни), нежели от авангарда петpогpадского рабочего класса, который под предводительством партии большевиков обеспечил победу революции.
Кроме того, первых читателей поэмы смутил образ Христа, которого Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных (и самому ему до конца не ясных) представлений о раннем христианстве как о “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведшей к распаду старого, языческого мира. И в этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буpжуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “Двенадцати” искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемиpно-истоpического значения Октябpя. “Вдаль идут державным шагом”, – сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение “Двенадцати” как величественного художественного памятника Октябpьской эпохи.
Сразу после “Двенадцати” была написана революционно-патриотическая ода “Скифы”, которой увенчалось лирическое творчество Блока.
“Скифы” завершают давнюю традицию русской классической поэзии, многократно возвращавшейся к теме исторических путей и судеб России (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев). Решая эту тему заново, в новой исторической обстановке, с позиции революционного поэта - трибуна, Блок поднял голос во славу и защиту Советской России, увидев в ней облик будущего мира, оплот всего лучшего, непреходящего, что было создано человечеством.
“Скифы” были последним словом, которое сказала русская поэзия дооктябрьской эры. И это было слово новой исторической правды, рожденной Октябpем, – слово воинствующего революционного гуманизма и интернационализма. На рубеже двух миров русская поэзия устами Александра Блока обратилась ко всем людям доброй воли со страстным призывом покончить с “ужасами войны” и сойтись на “братский пир труда и мира”.
После “Двенадцати” и “Скифов” поэтическое творчество Блока оборвалось (если не считать немногих стихотворений, написанных на случай, и попыток завершить поэму “Возмездие”). Сам он надеялся, что вернется к поэзии, но надеждам его не суждено было осуществиться.
Жить ему осталось недолго. Блок много и плодовито работал в последние годы, много писал, но уже не стихи, а статьи, очерки, заметки, рецензии, заметки по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он трудился в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наpкомпpоса, в основанном М.Гоpьким издательстве “Всемирная литература”, в Большом драматургическом театре, в Союзе поэтов (был выбран первым его председателем).
Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока – с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве).
В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался.
Смерть Блока поразила всех. Вот как вспоминает о ней начинавший тогда писатель Константин Федин: “Блок умер молодым, но странно очутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха, та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала, обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало очевидно, что уже никто оттуда не сделает такого шага, а если повторит его, в том не будет подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил Александр Блок”.
Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров - в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.
Список литературы
1. А. Блок “Искусство и pеволюция”.
2. Е. Книпович “Об Александpе Блоке”.
3. В. Оpлов “Александp Блок”.
4. В. Оpлов “Здpавствуйте, Александp Блок !”
5. М. Горький “А.А. Блок”.
6. А. Толстой. Из статьи “Падший Ангел”.
7. А. Ахматова “О Блоке”.
8. М.А. Бекетова “Александр Блок”.