Итак, «Фамильные известия...» следует признать вымыслом. К сожалению, ими продолжают пользоваться историки и литераторы.
Недавно вышла книга о Г. А. Потемкине11 в серии «Государственные деятели России глазами современников». Дело полезное. Но почему-то в книгу включены «мемуары» берлинского академика Дьедонне Тьебо, который никогда Потемкина не видел, а пересказал анекдот, слышанный им в Берлине от русских знакомых: дядя Григория Александровича, отставной полковник Березин, помог деньгами юному племяннику, тот же, сделавшись вторым лицом в империи, отплатил злом за добро: не пожелал видеть умолявшего о помощи старика-дядю11. Комментарий: «Полковник Березин, явно лицо вымышленное, ибо как родственники, так и авторы, хорошо знавшие семейное положение и родство Г. А. Потемкина, в качестве дяди-покровителя называют совершенно других лиц: либо генерал-поручика А. А.Загряжского, либо президента Камер-коллегии Г. М. Козловского»12.
Как уже говорилось, «дяди Козловского» не существовало. Кисловского дядей признать невозможно, к тому же он умер задолго до возвышения Потемкина. Не подходит на роль обиженного дяди и Александр Артемьевич Загряжский. Рассказ берлинского академика тоже является грубым вымыслом.
Влияние Карабанова заметно и в книге «Григорий Потемкин», вышедшей 2005 году в серии «Жизнь замечательных людей»: ее автор - О. И. Елисеева - повторяет версию о ревнивом отце маленького Григория, мучившем мать, о корыстном двоюродном брате отца - злодее Сергее Дмитриевиче - и о благородном двоюродном брате Григории Матвеевиче13. Издательство рекламирует книгу как «первую отечественную научную биографию светлейшего князя Потемкина-Таврического, тайного мужа императрицы, созданную на основе многолетних архивных разысканий. (...) От аналогов ее отличают глубокое раскрытие эпохи, ориентация на документ, а не на исторические анекдоты». Однако, вопреки рекламе, здесь присутствуют как старые, так и новые анекдоты о главном герое. Например, пересказан эпизод из «Записок» С. Н. Глинки, младшего современника, земляка и одного из первых биографов князя Таврического. По словам Глинки, Григорий Александрович был «большим проказником в молодости». Однажды, одевшись в медвежью шкуру, он испугал лошадь своего дяди, охотившегося вместе с Александром Васильевичем. «Лошадь сбросила седока и опрометью убежала. Дядя, растянувшись на траве, охал от крепкого ушиба, а племянник, сбросив шкуру, сказался человеческим хохотом. Стали журить. Проказник отвечал: «Волка бояться, так и в лес не ходить».
Глинка не назвал имени дяди. Но автор книги, следуя за Карабановым, утверждает: это - Сергей Дмитриевич. Озорник якобы отомстил ему за клевету и попытку развести родителей. Ничего не сказал Глинка и о возрасте племянника. Между тем О. И. Елисеева убеждена: Григорий был тогда уже отроком14, что должно подтвердить «важное» открытие: «Отец Григория Александровича скончался (...) в 1753 году, когда Грицу было уже четырнадцать лет. А не в 1746 году, как до сих пор принято считать». В доказательство новой версии процитирован отрывок из сказки недоросля Григория Потемкина, записанной с его слов в 1754 году: «Отец его Александр Васильев сын Потемкин (...) в прошлом году померли»15. Следует ссылка на архив - номер фонда, номер дела, номер листа. Доводы кажутся неотразимыми. Но в подлиннике сказки читаем совершенно иное: «Прадед ево Сила Семенов сын, в какой службе служил, того, сказал, не знает; а дед ево Василей Сильев сын служил стольником, а отец ево Александр Васильев сын Потемкин служил в Ростовском драгунском полку капитаном и отставлен подполковником. И в прошлых годех померли»16. Последние слова - обычная канцелярская констатация того, что упомянутых родственников нет в живых.
Еще в 1906 году смоленский краевед Иван Иванович Орловский в заметке «На родине Светлейшего» писал: «В 1746 году отец его умер. В следующем году в исповедных книгах с. Чижева крестьяне деревень Чижева, Залужья и Новоселок впервые называются крестьянами вдовы подполковника Дарьи Васильевны Потемкиной»17. Вместо открытия у Елисеевой - опять же вымысел, как у Карабанова.
Повторила карабановские мифы и Н. Ю. Болотина - автор последней по времени биографии Г. А. Потемкина, (добавив к ним собственные фантазии). Приведем хотя бы такой разительный пример: «Один из участников осады Измаила граф Григорий Иванович Чернышев в ноябре 1790 г. в нескольких письмах описал своему двоюродному брату (...) события, происходящие в ставке. Светлейший князь тогда впервые за время войны пересел из коляски в седло для объезда линии фронта. Опасаясь позднего зимнего времени, Потемкин еще только приказывал обстреливать город снарядами, не предпринимая попыток к штурму. Медлительность князя и на этот раз вводила в недоумение окружающих, как и его поступки. «Вообразите, - писал Чернышев, - когда приходят к господину Потемкину, все собираются на открытом воздухе вокруг костра и тут проводят утро в ожидании, пока его превосходительство выйдет в большой шубе и удостоит обратиться к вам с разговором. Это называют генеральскою квартирою. Согласитесь, что это плохая квартира и что ее лучше бы назвать генеральская поляна»18.
Ход осады Измаила давно и хорошо изучен. Генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический под Измаил не ездил, руководя армией из ставки, находившейся в Бендерах. В седло садился не раз. В коляске постоянно совершал многоверстные объезды войск и флота. Не боялся с весельной шлюпки осматривать укрепления осажденного Очакова. Профессор Д. Ф. Масловский, авторитетный военный историк, начавший в 1891 году публикацию потемкинских документов, заявил: главнокомандующий образцово провел всю войну, которая должна быть названа «Потемкинскою»19.
О ком же писал граф Чернышев? В его письмах (они давно напечатаны) речь идет не о князе, а о «господине Потемкине», начальнике отряда, действовавшего под Измаилом20. Это - генерал-поручик Павел Сергеевич Потемкин, сын Сергея Дмитриевича, столь неприглядно изображенный Карабановым.
Таковы лишь некоторые новые вымыслы о Г. А. Потемкине. Объяснить факт их появления трудно, комментировать - невозможно. Для этого пришлось бы написать целую книгу. Но главный вывод очевиден: подлинно научная биография выдающегося государственного деятеля России, о которой мечтал русский историк-эмигрант Константин Константинович Грюнвальд, все еще ждет своего автора.
Списоклитературы
1. Sebag Montefiore S. Prince of Princes. The life of Potemkin. London, 2000, Димов В. А.
Потемкин в жизни. Свод свидетельств о жизни и деяниях основателя Новороссии. М., 2003; Лопатин В. С. Светлейший князь Потемкин. М., 2005; Елисеева О. И. Григорий Потемкин. М., 2005; Болотина Н. Ю. Князь Потемкин. Герой эпохи Екатерины Великой. М., 2006.
2. Лопатин В. С. Потемкин и Суворов. М., 1992.
3. Писаренко К. А. Насколько достоверна романтическая история свадьбы родителей Потемкина // Иванов О. А., Лопатин В. С., Писаренко К. А. Загадки русской истории. ХVIII век. Сборник. М., 2000.
4. Русская старина. 1872. N 3. С. 463.
5. Русский биографический словарь. Том «Плавильщиков - Примо». СПб., 1905. С. 649.
6. Лопатин В. С. Две первые русские биографии Потемкина // Историческое обозрение. 2004. N 4. С. 74. Имя автора рукописи под названием «Изображение свойств знаменитого российско-императорского фельдмаршала Светлейшего князя Потемкина-Таврического с описанием кончины его и погребения» было установлено в ходе исследования.
7. Самойлов А. Н. Жизнь и деяния генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Русский архив. 1867. N 4. Стб. 590-591.
8. Русская старина. 1872. N 3. С. 464.
9. Висковатов А. В. Сведения о князе Потемкине // Русский Вестник. 1841. N 4. С. 83-84.
10. Русский архив. 1892. N 4. С. 492.
11. Потемкин. От вахмистра до фельдмаршала. Государственные деятели России глазами современников. СПб., 2002. С. 120.
12. Там же. С. 277.
13. Елисеева О. И. Григорий Потемкин. М., 2005. С. 31.
14. Там же. С. 35.
15. Там же. С. 34.
16. РГАДА. Ф. 286, оп. 1, д. 414, л. 547.
17. Орловский И. И. На родине Светлейшего. Смоленск, 1906. С. 4.
18. Болотина Н. Ю. Князь Потемкин. Герой эпохи Екатерины Великой. М., 2006. С. 401.
19. Масловский Д. Ф. Кинбурн-Очаковская операция // Сборник военно-исторических материалов. Вып. IV. СПб., 1893.
20. Русский архив. 1871. N 3. С. 385-408.