Герви Аллен дает краткую, но выразительную характеристику политических нравовтого времени, описывая выборы в конгресс и законодательное собрание штата Балтимор. “Город, печально прославившийся политической коррупцией, терроризировали шайки “охотников за голосами”, чьи услуги оплачивались им партийных касс. Бедняг, которые, поддавшись на посулы или угрозы, попадали в лапы политических разбойников, за два-три дня до голосования сгоняли в специальные места — “курятники”, где держали одурманенных спиртным и наркотиками до начала выборов. Затем каждого заставляли голосовать по несколько раз”. Автор делает важное и убедительное предположение, что и Эдгар По оказался в числе невольных жертв “политических разбойников”, что в “беспомощном состоянии” он “был силой отведен в одна из “курятников” и это ускорило его гибель.
Встреча Эдгара По с семилетней двоюродной сестрой Вирджинией, которая шесть лет спустя стала его женой, имела глубокие последствия для его жизни. Эта встреча, а затем женитьба оказали на Эдгара По “может иметь, самое благотворное воздействие”, Вирджиния была необыкновенным человеком, она “воплощала собой единственно возможный компромисс с реальностью в его отношениях с .женщинами, — столь сложных и утонченных, что понять, куда вели все потаенные ответвления этого лабиринта, едва ли кому-нибудь удастся”(Герви Аллан)
Тяжкая наследственность, сиротство, непосильная борьба с преградами свободолюбивому духу и высоким устремлениям, столкновение с житейскими мелочами, болезнь сердца, душевная ранимость, травмированная и неуравновешенная психика, а главное — непримиримость основного жизненного конфликта омрачали, душили и укорачивали его жизнь. Болезнь и преждевременная смерть Вирджинии явились для него страшным и непоправимым ударом. Это роковое событие было “не только предвестьем скорой смерти: Вирджинии, но и ознаменовало для самого По начало все более углубляющегося душевного расстройства”.
Основное проявление творческой личности — ее труды — литературные сочинения: стихи, рассказы, статьи. Рассказывая о жизни Эдгара По надо говорить о его творческой деятельности: о начальных проявлениях его призвания, о первом стихотворном сборнике, созревании таланта, периодах творчества, поэме “Аль-Аараф”, о рассказах “Лигейя”, “Падение дома Ашеров”, “Золотой жук”, “Ворон” — самое прославленное и популярное стихотворении По, определившее основу его прижизненной и посмертной славы.
Поэт написал “Ворона” потому, что в браке с Вирдживией он подменил реальную любовь мечтой, и это обрекло его “на страдания и отчаяние”. Это не единственный случай односторонней и неаргументированной трактовки произведений По. Автор нередко возникновение и смысл его стиитвореиий и рассказов объясняет только личзыми, интимными переживаниями поэта, связанными с темой “утраченной любви”. Можно рассматривать героев и героинь произведений Эдгара По всего лишь как “многоликие ипостаси самого По и любимых им женщин, двойники, чей придуманный мир он наполнял страданием, пытаясь облегчить тем самым бремя печалей и разочарований, отягощавших его собственную жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками, блистают роскошным убранством, оно — точно причудливая карикатура на нищенское убожество настоящих его жилищ и безотрадную обстановку тех мест, куда набрасывала его судьба.
Творчество писателя, как бы полно ни отражалась в нем его личность, не замыкается в рамках “психологической автобиографии”, и если рассматривать произведения По, устремляясь к решению только этой задачи, следуя только в этом направлении, нетрудно упустить из виду важные стороны творчества, его смыслового наполнения,историко-литературного и общественного значения. Разгадать странную романтическую символику, раскрыть реальный смысл многих рассказов Эдгара По — задачанеобычайно трудная, и в своей полноте она так и остается нерешенной.
Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом “Рукопись, найденная в бутылке” (1833), получившим премию на конкурсе “Сатердей курьер”. Один из членов жюри подметил главную особенность дарования По-прозаика: “Логика и воображение сочетались тут в редкой соразмерности”. В традиции необыкновенных морских путешествий написан рассказ “Низвержение в Мальстрем”(1841) и единственная “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима”(1838), подготовившая почву мелвилловскому“МобиДику” и завершенная Ж. Верном в романе “Ледовый сфинкс”. К “морским” произведениям примыкают рассказы о приключениях на суше и в воздухе: “Дневник Джулиуса Родмена” — вымышленное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной Америки, совершенного цивилизованными людьми (1840), “Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля”(1835), начатые в шутливо-сатирическом ключе и переходящие в документальный отчет о полете на Луну, “История с воздушным шаром”(1844) о совершенном якобы перелете через Атлантику. Эти произведения — не только истории о немыслимых приключениях, но и приключение творческой фантазии, аллегория постоянного драматического путешествия в неизведанное, в иные, выходящие за пределы повседневного эмпирического опыта эмоционально-психологические измерения. Благодаря тщательно разработанной системе деталей достигалось впечатление достоверности и материальности вымысла. В “Заключении” к “Гансу Пфаалю” По сформулировал принципы того вида литературы, который впоследствии назовут научно-фантастической.
Та же “сила подробностей” у По, отмеченная Ф.М. Достоевским, характерна для самой многочисленной группы новелл — тех его “арабесок”, которые ближе всего к европейской романтической традиции. Художественный смысл таких рассказов, как “Ли-гейя” (1838),“Падение дома Ашеров”(1839),“Маска Красной смерти”(1842),“Колодец и маятник”(1842), “Черный кот”(1843), “Бочонок амонтильядо”(1846), конечно, отнюдь не исчерпывается картинами ужасов, физических и душевных страданий, вообще “уклонений от природы”, по выражению Ш. Бодлера. Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира.
Первый свой изданный сборник рассказов Эдгар По назвал “Рассказами гротесков и арабесок”. Название произведения или ряда произведений, тем более данное самим автором, направляет читателя и критика, ориентирует их, дает им ключ от входа в область, созданную творческой фантазией. Рассказы Эдгара По — это .действительно гротески и арабески. “Кто верным именем ребенка назовет” (Шекспир), будь то человек или произведение искусства? По-видимому, это лучше всего способен сделать родитель ребенка или автор, когда речь идет о произведении искусства. Нет у родителя или у автора имеется не только свое понимание произведенного им на свет детища, но и свой тайный замысел;, свои пожелания, свои надежды и упования. Гротески и арабески — наименование точное, но в большей мере оно характеризует, так сказать, внешний облик, способ, манеру, чем суть. Нередко литературоведам и критики рассказы Эдгара По называют “страшными”. С равным основанием их можно назвать “рассказами тайн и ужасов”. Когда Эдгар По писал своирассказы, подобный жанр был а Америке широко распространен, и он знал его особенности и лучшие его образцы, знал о его популярности и причине успеха у читателя.