Смекни!
smekni.com

Забытый классик XVIII века (стр. 2 из 3)

Хассе пробыл на службе у саконских курфюрстов свыше 30 лет. За это время в Дрездене, а также в загородной резиденции В Губертусбурге были поставлены многие его оперы. А к церковным праздникам ему приходилось писать немало литургической музыки.

Однако Хассе отнюдь не был излишне привязан к саксонскому двору. При первой возможности он вместе с супругой отправлялся за границу, преимущественно в Италию, тем более, что в разных городах проходили постановки все новых его опер. Причем первая такая поездка состоялась уже спустя 3 месяца после приезда в Дрезден. 7 октября 1731 г. Хассе продирижировал своей кантатой "Слава Саксонии", созданной в честь дня рождения кронпринца. А на следу.щий день он вместе с Фаустиной отбыл в Италию на премьеры своих новых опер "Канон в Утике" (Турин, декабрь 1731) и "Кай Фабриций" (Рим, январь 1732).

Большую часть 1732 года Хассе провел в Венеции. Там же в начале следующего 1733 года до него дошло известие о кончине курфюрста Фридриха Августа I. Но поскольку в связи с объявленным в Саксонии трауром никаких оперных спектаклей в течение года не предполагалось, Хассе получил разрешение продолжить свое пребывание в Италии.

В период 1733-1734 годов композитор немало времени уделял работе над духовной музыкой. В Венеции он написал немало мотетов, антифонов и других композиций для знаменитой женской консерватории, имевшей весьма своеобразное, доставшееся ей в наследство, название "Ospedale degli Incurabili" ("Приют неизлечимых").

Возвратившись в Дрезден в феврале 1734 года, Хассе также сочинял преимущественно духовные сочинения. Новых опер он не писал, ограничившись лишь тем, что слегка переделал для дрезденской постановки "Кая Фабриция", да еще на возвращение из Данцига в июле 1734 года нового курфюрста Фридриха Августа II исполнил свою небольшую серенаду для четырех солистов, хора и оркестра. Тем не менее ему и Фаустине было выплачено ежегодное жалование в полном объеме, что составляло довольно внушительную по тем временам сумму 6000 талеров плюс 500 талеров на дорожные расходы.

Кстати, дорожные расходы не заставили себя долго ждать. В Ноябре 1743 года курфюрст перенес свой двор в Варшаву, а Хассе, с высочайшего разрешения, отправился в противоположном направлении - в столь любимую им Италию.

Правда, маршрут его мог быть и иным, согласись он принять неоднократные предложения о приезде в Англию, где у него было немало влиятельных почитателей, некоторыми из которых даже планировалось противопоставить фигуру Хассе Генделю. Действительно, в 1734 году в Лондоне в конкурировавшей с Генделем так называемой Дворянской опере состоялась триумфальная постановка "Артаксеркса" Хассе с блистательным Фаринелли в главной роли. Но сам автор оперы, с большим уважением относившийся к Генделю, не имел к лондонским интриганам против своего великого соотечественника никакого отношения.

До нас не дошло документальных данных, которые подтверждали бы факт личного знакомства Хассе и Генделя. Однако не исключено, что они могли встретиться в Неаполе после карнавального сезона 1729 года, когда Гендель приезжал прослушивать певцов для своего нового оперного предприятия и приобрел копии всех ранних опер Хассе. Кстати, не просто приобрел, но и тщательнейшим образом их изучил, свидетельством чего являются поставленные им в 1730-1734 годах в Лондоне 7 сборных оперных спектаклей (так называемых опер-пастиччо), в которых использовано 49 арий из 15 опер Хассе.

Несомненно, в английской столице композитора ждал бы восторженный прием. Однако Хассе так и не прибыл в Лондон, предпочтя ему Венецию, где провел большую часть своего очередного итальянского турне.

Но выезжал он и в другие города, в частности, в Пезаро, где 24 сентября 1734 года местный Публичный театр открылся премьерой оперы "Милосердие Тита", ставшей одним из наиболее известных музыкально-сценических произведений Хассе. Эта опера неоднократно ставилась на сценах самых разных театров Европы. Композитор по меньшей мере дважды серьезно ее перерабатывал: сначала в 1738 году для дрезденского представления, а затем 21 год спустя для постановки на сцене знаменитого неаполитанского театра Сан Карло. Однако наиболее интересным для нас представляется факт исполнения "Милосердия Тита" в Москве в апреле 1742 года на праздновании, устроенном по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны. В библиотеке Мариинского театра в Санкт-Петербурге хранится рукописная партитура оперы, из которой следует, что значительная часть музыки была написана заново (по всей вероятности. Придворным капельмейстером Д.Далольо). но уже сам факт того, что для столь знаменательного события, как коронация российской императрицы, было выбрано именно произведение Хассе, свидетельствует о том, что к началу 1740-х годов композитор добился поистине общеевропейской славы.

В последующие же годы эта слава еще более утвердилась. Период 1740-1750-х годов стал для Хассе одним из наиболее плодотворных. За это время состоялось не менее 24 оперных премьер. Довольно значительный показатель интенсивности творческого процесса. Хотя, разумеется, и не рекордный, если учесть, что тот же Хассе в 1737-1738 годах в Дрездене за полтора года умудрился написать пять опер на тексты придворного поэта курфюрста - итальянца С.Б.Паллавичино. Но важен, конечно же, не столько количественный, сколько качественный аспект. И здесь следует признать, что среди опер 1740-1750-х годов были подлинные шедевры: "Покинутая Дидона" (1742), "Благодарная Семирамида" (1744), "Демофонт" (1748), "Адриан в Сирии" (1752), "Сулейман" (1753), "Олимпиада" (1756). В этих произведениях Хассе проявил себя как блестящий мастер вокального письма. Их арии демонстрируют колоссальное мелодическое богатство, свойственное натуре композитора. Но немалое внимание уделялось им и оркестру, который в Дрезденской опере, по свидетельству современников, был одним из лучших в Европе. Причем композитор использовал его не только в операх, но и в ораториях и духовной музыке.

Как и в 1730-е годы, Хассе в последующие два десятилетия также неоднократно выезжал в Италию. А в 1750 году, получив приглашение из Франции, прибыл в Париж и был тепло принят в Версале. И все же вплоть до начала Семилетней войны, или точнее - до конца 1756 года, когда саксонский курфюрст надолго перенес свой двор в Варшаву, Хассе значительную часть времени проводил в Дрездене и в Губертусбурге, где, кстати, и прошли почти все оперные премьеры того времени. Вплоть до начала 1750-х годов на них блистала Фаустина. Но в 1751 году она оставила сцену, и затем выступала лишь как камерная певица, правда, с сохранением прежнего жалования.

Из событий жизни Хассе 1740-х годов следует. Наверное, выделить его знакомство с прусским королем Фридрихом II, который, как известно, сам был неплохим музыкантом: играл на флейте и даже сочинял. Их первая встреча состоялась в 1742 году, когда молодой король (еще не удостоившийся своего будущего прозвания "Великий") приехал в саксонскую столицу на подписание договора. Узнав о том. Что накануне состоялась премьера оперы Хассе "Лючио Паприо", Фридрих настоял на повторе спектакля, высказав в адрес Хассе немало лестных слов. Следующий приезд прусского монарха в Дрезден состоялся в декабре 1745 года, когда он, прослушав в Кройцкирхе "Te Deum" Хассе, повелел также исполнить оперу "Арминий". Интерес к оперной музыке сочетался у Фридриха с вполне естественным интересом к флейтовым сочинениям Хассе, многие из которых, кстати, к тому времени уже были опубликованы в Лондоне в числе прочих инструментальных сочинений композитора, таких как трио-сонаты и concerti grossi.

Фридрих Великий действительно ценил музыку Хассе, чьи оперы неоднократно ставились в Берлине. А в марте 1753 года Хассе был удостоен высочайшей чести быть личным гостем короля в его резиденции в Потсдаме. Но по иронии судьбы с именем Фридриха II оказалось связано весьма печальное событие творческой биографии композитора - уничтожение материалов. Подготовленных для издания полного собрания его сочинений в результате бомбардировки Дрездена прусскими войсками 19 июня 1760 года. Произошло это в самый разгар затронувшей многие европейские страны Семилетней войны (1756-1763). Правда, к этому времени Хассе в саксонской столице уже не было. В начале 1757 года он уехал в Италию, которую, к счастью, театр военных действий не охватил. А в 1760 году маэстро получил приглашение из Вены от австрийской императрицы Марии-Терезии, которая была страстной поклонницей его таланта.

С тех пор вплоть до 1733 года жизнь Хассе по преимуществу связана с Веной. Правда, в 1763 году после окончаний Семилетней войны композитор попытался возвратиться в Дрезден к месту своей "официальной" службы. Однако увиденное там произвело на него удручающее впечатление. Дом его был разрушен, театр опустошен, богатейшая библиотека церковной музыки сгорела. В довершение ко всему скончался курфюрст Фридрих Август II, а его наследник, введя режим строгой экономии, решил отказаться от услуг своего знаменитого капельмейстера, "забыв" назначить ему какую бы то ни было пенсию. Впрочем, особых материальных проблем, возвратившись в Вену, Хассе не испытывал. Его работа при дворе оплачивалась весьма щедро. Причем Мария-Терезия и ее многочисленные дети выступали не просто в роли заказчиков все новых произведений (как светских, так и церковных), но также принимали активное участие в их исполнении.