Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) - выдающийся русский оперный певец, солист Императорских театров с 1897 по 1917 гг., с 1913 г. - солист его Императорского величества, с 1904 по 1914 гг. - солист театра Ла Скала, в 1917 г. Л. В. Собинов - комиссар Большого театра в период Временного правительства, затем директор театра. В 1923 г. ему присвоено звание Народного артиста Республики. Выступления Л. В. Собинова были огромным событием в культурной жизни России и европейских стран, отзвук этой грандиозной славы, известности ощутим до сих пор.
Значение Л. В. Собинова в истории русской и мировой культуры переоценить невозможно. Он входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, имена которых стали синонимами вершинных достижений русского музыкального искусства начала века. Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное искусство на небывалую высоту. Искусство Л. В. Собинова, так же как искусство Ф. И. Шаляпина и А. В. Неждановой, явило западному зрителю качественно новый подход к оперному спектаклю, как синтезу музыки, пения и театрального действия. Отсюда триумфы Л. В. Собинова на лучших сценах мира, демонстрировавшие торжество русской оперной школы.
На русской оперной сцене Л. В. Собинов создал образы, которые до сих пор являются эталоном для исполнителей: образ Лоэнгрина в опере Р. Вагнера "Лоэнгрин", Вертера - в опере Ж. Массне "Вертер", Ромео - в опере Ш. Гуно "Ромео и Джульетта" и др. Совершенно особое место занимает партия Владимира Ленского в опере П. Чайковского "Евгений Онегин". Образ, созданный Л. Собиновым, считается лучшим, классическим, до сих пор непревзойденным. Велик вклад Л. В. Собинова и в дело популяризации русского оперного искусства, русского романса, русской вокальной музыки в период господства итальянской оперы, западного репертуара.
Современники называли его "первым тенором" России, критики - "Орфеем русской сцены". Он был величайший мастер "bel canto", превзошедший в этом мастерстве всех своих предшественников на русской сцене и вставший в один ряд с самыми прославленными европейскими артистами.
Ярославль - город, который для Л. В. Собинова значил очень много. Здесь он родился, здесь получил первые уроки любви, жизни, здесь в родном доме он прожил свои самые счастливые, самые безмятежные годы.
Простая мещанская семья, далекая от музыки, искусства, смогла дать ему гимназическое образование и привить основные нравственные законы жизни: порядочность, трудолюбие, чувство ответственности и долга перед близкими. Всего остального он добился сам, став не только высокообразованным человеком, но и тонким художником, олицетворяющим для нас эпоху русского "серебряного века".
Судьба сыновей Л. В. Собинова поистине трагична, она долго замалчивалась. Только теперь появилась возможность рассказать об их жизни. Оба сына получили военное образование, в период гражданской войны они оказались в белой армии. Юрий погиб в 1920 г. под Мелитополем, Борис в 1920 г. эмигрировал в Германию. В 1945 г. сотрудниками НКВД он был похищен из американской зоны Берлина, вывезен в СССР, 10 лет провел в лагерях, по выходе откуда скончался в 1955 г.
Основные даты жизни.
Л.В. Собинов родился в Ярославле 26 мая (7 июня) 1872 г. в семье торгового служащего мещанина Виталия Васильевича Собинова.
В 1881 г. в возрасте 9 лет поступил в мужскую гимназию им. Александра I Благословенного, учился прекрасно, гимназию закончил в 1890 г. с серебряной медалью.
Петь начал в гимназическом хоре с большим желанием, но поначалу не выказывал сколько-нибудь заметной одаренности. Лишь к 17 годам долго продержавшийся высокий «дискант» сменился сменился тенором «альтино» необычайно красивого тембра. С этим был связан первый детский триумф, состоявшийся на гимназическом вечере, где Л.Собинов, заменивший заболевшего товарища, исполнил сольную партию. Это были фрагменты из оперы Вильбоа «Наташа» или «Волжские разбойники».
1890 - 1894 - учеба в Московском Университете на юридическом отделении. Здесь начинает петь, участвуя, как в Ярославле, не только в светском, но и в духовном хоре. Первое выступление в университетском хоре состоялось 14 ноября 1890 г. в Большом зале Российского благородного собрания в концерте в пользу нуждающихся студентов.
Первое выступление в составе профессиональной труппы состоялось 15 января 1891 г. - в хоре украинской труппы Заньковецкой и Садовского. Эту дату стали считать впоследствии началом сценической деятельности Л.В. Собинова.
В 1892 г. состоялось знакомство Л.В. Собинова с директором Московского Филармонического училища П.А. Шостаковским. Последовало предложение стать студентом училища после пробы голоса.
1892 г. - начало занятий в Филармоническом училище по классу А.М. Додонова. В 1893 г. переведен сразу на III курс. В 1894 г. закончен Университет с дипломом I степени.
Воинскую повинность Л.В. Собинов отбывает в качестве юнкера в Московском пехотном училище, по окончании которого вышел в отставку в чине подпоручика.
27 октября 1895 г. зачислен в помощники присяжного поверенного Московского окружного суда. За 2 года судебной практики вел 76 дел, занимался цивилистикой.
В 1896г. для завершения музыкального образования перешел в класс педагога А.А. Сантагано-Горчаковой, весной 1897 г. Л.В. Собинов закончил Московское Филармоническое училище.
Будучи студентом училища в 1894 г. участвовал в спектаклях итальянской оперы.
В октябре 1893 г. вступил в брак с соученицей по Филармоническому училищу Марией Федоровной Каржавиной; в 1895 г. родился сын Борис, в 1897 г. - Юрий. В 1898 г. супруги расстались, хотя официально развод был оформлен через несколько лет.
24 апреля 1897 г. состоялся дебют Л.В. Собинова на сцене Большого театра в партии князя Синодала в опере А Рубинштейна «Демон» . После удачного дебюта - в мае 1897 г. - был заключен первый контракт сроком на 2 года в качестве певца-тенора на первые и вторые партии.
В апреле 1898 г. Л.В. Собинов впервые исполнил партию Ленского в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
В 1899 г. состоялись первые в жизни Л.В. Собинова гастроли в Одессе совместно с Ф.И. Шаляпиным.
В марте 1901 г. состоялось первое знакомство петербуржской публики с Л.В. Собиновым, гастроли состоялись в антрепризе Любимова - Н. Фигнера. В декабре 1901 г. - первое выступление на сцене Мариинского театра.
В 1901 г. в Петербурге состоялся первый сеанс звукозаписи, осуществленный Л.В. Собиновым для английской фирмы «Граммофон»; Запись производил главный эксперт фирмы Фрэд Гайсберг.
В 1904 -1905 гг. состоялись первые гастроли Л.В. Собинова в Италии, в Миланском театре Ла Скала он исполнил партию Эрнесто в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале».
В 1905 - 1906 гг. в театре Ла Скала исполнены партии Фра-Дьяволо в одноименной опере Обера, Альфреда в опере Дж. Верди «Травиата», Де Грие в опере Ж. Массне «Манон».
16 декабря 1907 г. - 10-летие сценической деятельности Л.В. Собинова, событие было отмечено постановкой оперы Массне «Вертер» на сцене Большого театра.
В 1907 г. Л.В. Собинов гастролирует в Монте-Карло, в театре князя Монакского он исполняет партии в операх «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Риголетто» Дж. Верди, Мефистофель Бойто.
В 1908 г. - гастроли в Испании. В Мадридском театре «Реаль» исполнены партии Де Грие в опере Ж. Массне «Манон», Надира в опере Ж. Бизе «Искатели жемчуга». В этом же году Л.В. Собинов участвует в симфонических концертах С. Кусивицкого в Берлине.
В 1909 - 1910 гг. продолжались успешные гастроли певца в Лондоне, Берлине, Париже, были подготовлены новые партии для спектаклей в Большом театре.
В 1910 - 1911 гг. Л.В. Собинов дебютирует в качестве режиссера совместно с В.П. Шкафером на сцене Большого театра.
В 1911 г. Л.В. Собинов избирается директором Московского Филармонического училища и Русского музыкального общества.
1914 г. - Л.В. Собинов как военнообязанный причисляется к Комитету Мраморного дворца, включается в кампанию по сбору средств для раненых, предпринимает большую гастрольную поездку по городам р. Волги с этой целью.
В 1915 г. Л.В. Собинов вступил в брак с Ниной Ивановной Мухиной, в 1920 г. у них родилась дочь Светлана.
В 1917 г. Л.В. Собинов становится первым выборным директором Большого театра. В апреле 1917 г. исполняется 20 лет со дня дебюта на сцене Большого театра.
В 1918 г. Л.В. Собинов предпринимает гастрольную поездку на Украину, оказывается отрезанным от России.
В 1919 г. Л.В. Собинов назначается председателем Музыкального комитета Всеукраинского отдела искусств в Киеве.
В 1920 г. Л.В. Собинов - заведующий подотделом искусств Севастопольского отдела народного образования.
В 1920 г. погибает от ран, полученных под Милитополем, сын Юрий, служивший в белой армии, Борис эмигрирует в Германию.
В 1921 г. Л.В. Собинов - директор большого театра.
В 1923 г. - избран депутатом Моссовета. Отмечается 100-летие Большого театра.
В 1923 г. отмечается юбилей - 25-летие сценической деятельности Л.В.Собинова, ему присваивается звание Народного артиста Республики.
В 1925 - 1933 гг. Л.В. Собинов предпринимает большие гастрольные туры по городам Советского Союза и за границей.
В 1933 г. отмечается 35-летие сценической деятельности певца, он награждается Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1934 г. - начало работы в оперной студии К.С. Станиславского в качестве художественного руководителя.
В ночь на 14 октября 1934 г. Л.В. Собинов скончался в Риге в гостинице «Санкт-Петербург» от сердечного приступа, смерть его была мгновенной во сне. Специальным траурным поездом тело Л.В. Собинова было перевезено в Москву. 19 октября 1934 г. состоялись похороны на Ново-Девичьем кладбище. Надгробие выполнено известным советским скульптором и родственницей - В.И.Мухиной.
Собинову было 62 года.