Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ, однако многие относящиеся к ней вопросы сформулированы в разных нормах федерального законодательства, в связи с чем появляются определённые проблемы при определении их полномочий.1 Согласно пункту 3 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители всех подопечных (за исключением тех, которые ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами) обязаны защищать их интересы, а следовательно, имеют право и обязаны:
- подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;
- подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;
- предпринимать меры по защите права собственности подопечного(предъявлять иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты и пр.);
- предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;
- обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе;
- защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;
- обращаться с заявлениями ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.
Однако если истцом в гражданском деле окажется подопечный, а ответчиком близкий родственник попечителя, то попечитель должен быть отстранен от представления интересов не полностью дееспособного лица (но не от попечительства вообще). Орган опеки и попечительства должен направить иное лицо для участия в деле на стороне подопечного, причем такому лицу должна быть выдана доверенность, удостоверяющая его полномочия на ведение дела.
Таким образом опекуны и попечители, выступая в качестве законных представителей согласно статье 37 ГПК РФ совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.
Для несовершеннолетних сторон гражданского судопроизводства, однако, сделано исключение. Они вправе самостоятельно участвовать в некоторых делах. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Это означает, что субъективные права, связанные с участием в гражданском процессе, принадлежат самому представляемому, а не его законному представителю. Таким образом, закрепленные в ГПК РФ права (знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и другие права) принадлежат самому подопечному, но осуществляются его опекуном или попечителем. В этой связи следует, например, верно определять истца в исковом заявлении в защиту прав подопечного.
Будучи назначенным в таком качестве, опекун (попечитель) обязан совершать такие действия и вправе выбирать между различными действиями, руководствуясь исключительно интересами своего подопечного. Однако необходимо иметь в виду уточнение, которое содержится в ст. 52 ГПК РФ: законный представитель имеет право совершать любые действия, но с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Хотя таких ограничений в самом процессуальном законодательстве не установлено, они тем не менее вытекают из положений ГК РФ о полномочиях опекунов и попечителей. Согласно статье 37 ГК РФ действия, направленные на отчуждение, уменьшение имущества подопечного, должны совершаться опекуном (попечителем) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Из этого следует, что законный представитель подопечного в гражданском процессе не вправе признавать иск, отказываться от иска и заключать мировое соглашение, влекущее уменьшение имущества подопечного, без предварительного разрешения указанного органа
Такой запрет основывается на том, что перечисленные процессуальные действия в сущности представляют собой акт реализации субъективного гражданского права (права на имущество, на алименты, на взыскание долга и пр.). Например, отказ от иска влечет серьезные последствия, в том числе невозможность повторного обращения в суд. Результатом таких процессуальных действий будет являться неполучение подопечным причитающегося ему имущества, что допустимо только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.1
Таким образом опекун или попечитель могут осуществлять свою деятельность не только при непосредственном назначении их законными представителями у данного лица при общих условиях(например, отсутствие родителей,), но и при, например, разрешение вопросов, связанных с воспитание детей, у которых есть законные представители, но в силу особой значимости вопроса регулирования, либо недостижения согласия его родителей, эти вопросы решаются судом, при чём с обязательным привлечением представителя органа опеки и попечительства на основании определения суда , который представляет интересы ребёнка. Так в соответствии со ст. 3 Постановления Пленума ВСРФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» - орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.1
Помимо указанных прав, лицо, участвующее в деле, обладает и обязанностями. Однако все эти обязанности, о которых упоминает ГПК РФ, напрямую вытекают из сущности представительства. Общее и непреложное правило о том, что законный представитель создает права и обязанности не для себя, а для своего представляемого, действует и в рамках гражданско-процессуальных правоотношений. Таким образом, например, неизвещение опекуном суда о перемене своего адреса в конечном счете создает последствия для представляемого, ибо дело может быть судом рассмотрено в отсутствие его представителя (при отсутствии такого сообщения повестка отсылается по последнему известному суду адресу и считается доставленной, хотя бы адресат по этому адресу более не проживал, а следовательно, дело может быть рассмотрено в отсутствие такого лица). В свою очередь, отсутствие представителя не позволит заслушать пояснения этой стороны, рассмотреть доказательства или возразить против приобщения каких-либо доказательств к делу. В конечном счете это может повлечь вынесение решения не в пользу представляемого, что принципу состязательности гражданского судопроизводства нисколько не противоречит.
Таким образом, обязанности, возлагаемые на опекуна (попечителя) гражданским процессуальным законодательством, так же как и права, принадлежат самому подопечному, однако осуществляются от его имени его законным представителем. Иными словами, если по судебному решению или иному акту подопечный кому-либо должен или, наоборот, ему должны, то осуществлять права и обязанности подопечного, возникающие в процессе исполнения судебного акта, обязан опекун (попечитель).2
Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены статьями 39 и 40 ГК РФ. Все основания можно разделить на три группы.
1. "автоматическое" прекращения, связанное с приобретением подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме, при этом не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении. Отношения прекращаются сами собой, что подтверждается документами, свидетельствующими о появлении у гражданина дееспособности.
1) Достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста.
2) Кроме того, гражданская дееспособность в полном объеме наступает в соответствии со ст. 21 ГК РФ при вступлении несовершеннолетнего гражданина в брак.
3) Эмансипация представляет собой объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в связи с тем, что этот гражданин "работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью" (ст. 27 ГК РФ). При этом несовершеннолетнему должно исполниться не менее 16 лет.
4) И наконец, еще одна ситуация, в которой прекращается опека над ребенком. Если опекун был назначен ребенку несовершеннолетних родителей (ст. 62 СК РФ), то достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 16 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком. В данном случае сам родитель непосредственно приобретает полную гражданскую дееспособность, а следовательно, вправе совершать необходимые юридические действия от своего имени и от имени своего ребенка.