Достоевский верит в человека, в то, что человек способен преодолеть зло в своей душе и избрать путь добра. Но, зная суть человеческой души, зная историю человечества, он сомневается в силах человека справиться с самим собой. Пример развития человечества в последние столетия показывает Достоевскому, что люди идут по более простому, легкому и, как следствие по самому губительному пути — они отказываются от Бога и превращают в бога самого человека. Этот путь, ярким примером которого стала западная цивилизация, с ее культом индивидуализма, рационализма и безбожия, устанавливает на земле культ Человекобога, когда "человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог". Но для самого Достоевского, подобный путь — это утверждение и распространения зла в человеке и в обществе. Именно поэтому русский мыслитель столь жестко был настроен против модных в то время идей социализма, в которых Достоевский видел наибольшее зло: "Социалисты хотят переродить человека… Они заключают, что, изменив насильно экономический быт его, цели достигнут. Но человек изменится не от внешних причин, а не иначе как от перемены нравственной". Именно стремление социалистов уничтожить Бога и религию, т.е. те силы, которые способны нравственно преобразовать человеческую душу, вызывали у Достоевского наиболее жесткий отпор. Ведь уничтожая Бога, социалисты уничтожают и самого человека. Этому посвящен роман "Бесы", в котором он писал с провидческой горечью: "Социализм по существу своему должен быть атеизмом, ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно".
По убеждению Ф.М. Достоевского, западная цивилизация не способна воплотить в жизни своей христианских идеалов, причем уже давно, ведь и католицизм, и протестантизм давно потеряли свою истинную религиозную сущность. И он направляет острие своих размышлений на Россию. Прежде всего, именно из России может исходить свет истинной веры — православия. В одном из своих писем в 1870 году он писал: "Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа". Впрочем, у писателя нет доказательств преимущества православия, но есть глубочайшая надежда на "Христа в русской душе". Именно из того, что в русских душах продолжает жить искренняя вера в Христа, вытекает важнейшее качество души русского человека — "всемирность". В знаменитой речи о Пушкине Достоевский говорил, что благодаря этой всемирности, русский человек принимает в свою душу и в свое сознание все достижения человеческой цивилизации: "Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком…" Но эта "всемирность" русской души означает и другое — русский человек способен внести идею "всемирности" и "всечеловеческого единения" в души всех иных народов: "Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное… Ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено…" И потому "будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову Евангельскому закону!"
Глубокие размышления о судьбе русского народа, стали причиной и того факта, что именно Ф.М. Достоевский оказался автором знаменитого в будущем понятия — "русская идея". Впервые само понятие, сам термин "русская идея" мы встречаем у Ф.М. Достоевского в "Объявлении о подписке на журнал "Время" на 1861 год": "...Русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, все враждебное в этих идеях найдет свое применение и дальнейшее развитие в русской народности". И далее: "Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, и что наша задача — создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал".
Философия Ф.М. Достоевского, его прозаические произведения оказали огромное влияние на развитие всей последующей отечественной философской мысли. К творчеству Достоевского, споря с ним, или же развивая его мысли, обращались крупнейшие отечественные мыслители — К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и многие другие. И сегодня глубинные рассуждения Достоевского о сущности человеческой души продолжают тревожить сердце и будить мысль в поисках истины.