Перевезенцев С. В.
Великий русский писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье врача Мариинской больницы для бедных. В детстве обучался в частных пансионах, в 1838 — 1843 гг. — в Петербургском Инженерном училище. В 1843 — 1844 гг. служил в инженерном корпусе, затем вышел в отставку. В эти годы Достоевский начинает литературную деятельность и в 1846 году публикует свою первую повесть — "Бедные люди". В 1847 — 1849 гг. он участвует в деятельности кружка Петрашевского, увлекается идеями социализма. В 1849 году по делу петрашевцев Достоевский был арестован и приговорен к расстрелу, но по высочайшему указу расстрел заменили 4-летней каторгой. В 1854 году, после выхода из Омского острога, Достоевский в течение шести лет служил в солдатах в Сибири. Во время службы произошли серьезные изменения в мировоззрении писателя: он пришел к выводу о бессмысленности революционных действий.
В 1859 году Достоевский возвратился в Петербург, вернулся к литературе и занялся издательской деятельностью: с 1860 года издавал журнал "Время" (запрещен в 1863 г.), с 1864 года — журнал "Эпоха", в 1872 — 1874 гг. исполнял обязанности редактора журнала "Гражданин", в 1873 — 1881 гг. отдельным изданием выпускал свой "Дневник писателя". В 60 — 70-е гг. XIX века Достоевский создает ряд романов, сразу же принесших ему всероссийскую славу — "Записки из подполья" (1864 г.), "Преступление и наказание" (1866 г.), "Идиот" (1868 г.), "Бесы" (1871 — 1873 гг.), "Подросток" (1875 г.). Роман "Братья Карамазовы" (1879 — 1880 гг.) вскоре после выхода был назван одной из самых выдающихся книг всех времен и народов.
В своих произведениях писатель стремился познать главную тайну бытия — "тайну человека". Вглядываясь в глубины человеческой души, Достоевский размышляет над проблемами смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, рассудка и морали. Все его творчество пронизано религиозно-философскими исканиями и переживаниями, мировоззрение Достоевского основывается на православной вере и святоотеческом учении, он верит, что русский народ спасется лишь "всесветным единением во имя Христово".
Общественно-политические воззрения Достоевского были напрямую связаны с его религиозными убеждениями. Побывав несколько раз за границей, где он встречался в А.И. Герценом, писатель убедился в античеловеческой сущности капитализма. Поэтому в своих публицистических произведениях ("Зимние записки о летних впечатлениях", "Дневник писателя" и др.) Достоевский утверждает идеи особого исторического пути России, отличного от западного. Он стал одним из главных деятелей "почвенничества", проповедуя необходимость мирного объединения высших слоев общества с "почвой", т.е. русским народом, который "живет идеей православия". Одной из вершин творчества Достоевского стала его знаменитая речь о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880 года в Москве, в которой писатель сформулировал свое понимание исторических задач и сущности русского народа (идея "всемирной отзывчивости").
Похороны Достоевского, которые состоялись 1 февраля 1881 года, вылились во всенародное шествие, особенно много было молодежи, которая почитала писателя своим духовным учителем. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.
Итак, Ф.М. Достоевский как философ, прежде всего, религиозный мыслитель. У него никогда не было сомнения в бытии Бога, и потому все творчество великого русского писателя — это попытка осмыслить бытие Бога на земле и, в первую очередь, в человеке. Поэтому неслучайно основная тема философских исканий Достоевского — тема человека. Знаменитыми стали его слова: "Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".
В своих литературных произведениях и философских размышлениях Достоевский стремится к раскрытию диалектики человеческой души. В соответствии с давней православной традицией, идущей еще от древнерусской философии, Ф.М. Достоевский считал, что человек обладает цельностью — духовной, душевной и интеллектуальной. Но эта цельность внутренне противоречива. По представлению Достоевского, человек — это бесконечное соединение добра и зла. И если источником происхождения добра является Бог, то зло происходит от человека: "Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно", — писал Ф.М. Достоевский. Одним из важнейших источников зла в человеке становится его желания, его воля или, как писал Достоевский, "хотение", которое господствует над разумом: "Хотенье может, конечно, сходиться над рассудком… но очень часто и даже большей частью совершенно и упрямо разногласит с рассудком". "Свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы и дикий, каприз", желание "по своей глупой воле пожить" заставляет человека отказываться оттого, что "повелевает ему разум и совесть".
Этот вечный разрыв между желанием и совестью и есть выражение вечной борьбы добра и зла в человеке. И не случайно все герои произведений Достоевского разрываются между добром и злом, а в его романах и повестях нет абсолютно положительных героев.
Метания человеческой души между добром и злом становятся, в свою очередь, источником постоянных страданий человека: "Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца", — утверждал Ф.М. Достоевский. Следовательно, мир вообще основан на страдании, а страдание — это обязательный атрибут человеческого бытия. Ф.М. Достоевский сформулировал гениальную по прозорливости, хотя и парадоксальную на поверхностный взгляд, мысль о том, что человек совсем не благоразумное существо, стремящееся к счастью, а существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, что страдание и есть причина возникновения человеческого сознания. При этом русский человек способен выносить страдания лучше западного и вместе с тем, он исключительно чувствителен к страданию, он более сострадателен, нежели человек западный.
Но почему так устроен мир? И можно ли изменить это положение? Достоевский постоянно ищет ответа на эти вопросы. И, может быть самые глубокие размышления по этому поводу можно найти в его романе "Братья Карамазовы", в знаменитой "Легенде о великом инквизиторе". Впрочем, ответ, который предлагает нам Достоевский в этом тексте, тоже неоднозначен: чем выше человек поднимается своей душой к Богу, тем тяжелее ему жить на земле!
И все же Ф.М. Достоевский ищет пути выхода. Но эти пути связаны не с тем, что человек должен избегать страданий. Человек, избравший путь земной радости, внутренне предает свою божественную душу, отдает себя злу. Наоборот, Достоевский видит главный выход в том, чтобы достойно переносить страдания и продолжать искать истину. И вполне естественно, что важнейшим в творчестве писателя становится вопрос о смысле жизни: "Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том для чего жить", — писал Ф.М. Достоевский.
И здесь основным путем спасения человека становится Вера. По глубочайшему убеждению Достоевского именно и только Бог воспринимается в душе русского народа как Высший Идеал. Так, в романе "Преступление и наказание" Соня Мармеладова, отвечая на вопрос Раскольникова, что делает для нее Бог, с самым искренним и глубоким убеждением говорит: "Всё делает!" Для Ф.М. Достоевского также была крайне важна православная идея всеобщего спасения и воскресения. Размышляя о сущности человеческого бытия, он говорил: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни. Которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают". И еще: "...Любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой... Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества".
В этом смысле крайне важен для понимания философии Достоевского образ старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы", прототипом которого стал знаменитый старец Оптинской пустыни преподобный Амвросий Оптинский. Алеша Карамазов так говорит о старце Зосиме: "В его сердце тайна обновления для всех, — та мощь, которая наконец установит правду на земле". Следовательно, пример духовной чистоты и духовного бытия православного старчества — это важнейший пример для всякого человека. И недаром Ф.М. Достоевский говорил о роли старцев в жизни русского человека: "Старец — это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу, в свою волю". Избравший же для себя "старческое" руководительство человек, получал надежду "победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог, наконец, достичь, через послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли".
Итак, человек сам обязан искать свой путь, не взирая на страдания и даже сознавая собственное убожество. Главные принципы жизни — Вера, а также, Красота и Любовь. Эти качества таятся в самом человеке и основная беда в том, что человек не умеет их раскрыть в себе. Словами старца Зосимы Ф.М. Достоевский говорит: "Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте".
Правда, позднее, расхожей стала фраза, приписываемая Достоевскому — "красота спасет мир". На самом деле, дословно такой фразы у Достоевского нет. В романе "Идиот" задается вопрос: "Что же спасет мир?", и дается ответ: "Красота". В другом месте есть выражение: "Мир красотой спасется". Но даже в этом случае, мы не можем считать, что Достоевский единственной мерой спасения мира считал именно "красоту". Наоборот, глубоко понимая диалектику человеческой души, он видел и диалектическую противоречивость понятия "красота". В "Дневнике писателя" Достоевский писал: "Величайшая красота человека, величайшая чистота его… обращаются ни во что, проходят без пользы человечеству единственно потому, что всем этим дарам не хватало гения, чтобы управить этим богатством". А в романе "Братья Карамазовы" вообще выражено глубочайшее сомнение в том, что одна только красота способна изменить человека: "Красота — это страшная и ужасная вещь… Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей". Следовательно, красота без веры и любви может превратиться из оружия борьбы за человека в оружие борьбы против человека.