Пережить “феминистический” бунт, распад до ныне крепкой семьи, разрушенной с такой же легкостью, как угольный дом. Истребить в себе все человеческое и повести своих прихожан вперед, вверх, к ледяным вершинам, где выситься недостижимая церковь. Тревога и боязнь неведомого будущего – вот что сквозило в игре “русской Дузе” экзотического славянского цветка, пышно расцветшего на американской почве”.
В промежутках между серьезными ролями Хильды в “Строителе Сольнесе”, Риты Алмерс в “Маленьком Эйольфе”, Гедды Габлер, актриса позволяла себе передышки в мелодрамах и водевилях. В “Графине – Кокетке ” и “Красавица” (“Белла - Донна”) уже появляются штрихи к имиджу женщины – вамп. С мелодраматическим антивоенным водевилем “Невесты войны” Назимова устраивает гастроли по всей Америке, а по ее возвращению режиссер Герберт Бреннон предлагает Назимовой сыграть главную роль в его будущем фильме.
Шел первый год мировой войны, Европа была охвачена пожарами, и даже в далекой Америке не было ни чего важнее пацифисткой темы. Джоан – Назимова, вдова убитого на фронте офицера и не может больше видеть, как погибают в военной мясорубке мужчины. Она беременна, но рожать детей для военного Молоха больше не хочет. Кульминация фильма – где она призывает всех женщин рожать солдат на неминуемую смерть и толпа женщин на заднем плане поддерживает ее ликующими криками. Джоан подносит к виску пистолет и стреляет. Толпа поднимает ее тело вверх и устремляется вперед к королю.
Картина была снята на студии “Айдеал” под Нью Йорком, в Нью Джерси. В картине снимался Чарльз Брайант, сыгравший столь важную роль в судьбе актрисы. Он стал ее любовником (пожениться они не могли, поскольку Орленев развода не давал) и партер во многих фильмах. Он же тактично совлекал Назимову на путь коммерческого успеха, критикуя ее приверженность к классическому репертуару.
В отечестве слагались легенды об ее успехах, газеты печатали язвительные фельетоны о новой американке. Комиссаржевская, ездившая с гастролями в Нью Йорк, не получала такой вдохновительной поддержки как труппа Орленева. Считали, что успеху госпожи Комиссаржевской очень вредил патриотизм. Госпожа Назимова, играющая по английски натурализованная артистка – раздувается всемирно и в отличае от первой Назимова поняла высоко мещанский характер страны “желтого дьявола”. Она живет в особняке неприступною царицей, скрывающейся от взоров публики.
Вот какой увидела Назимову актриса Мерседес де Акоста на благотворительном вечере Мэдисон Сквер Гарден.: “представляя Россию она неожиданно появилась в проходе ведущем к просторной арене, находившийся тогда на 27 улице, в костюме казака. Когда оркестр заиграл императорский гимн, она, освещенная ярким светом прожектора, развернула Российский флаг. Весь зал в тот вечер был у ее ног”.
Предложения и заманчивые контракты с Голливудом после успеха “Невест войны” сыпались как из рога изобилия. Честолюбие и властность актрисы, проявились в ее контракте с компанией “Метро” - он позволял Назимовой самой набирать съемочную группу, утверждать сценарий, режиссеров, актеров. Однако пока это могущество не позволяло ей экранизировать Ибсена и Чехова: таких элитарных вещей дельцы “Метро не поощряли.
Ее минимальная зарплата достигала 13 тыс. долларов в неделю – многие Голливудские звезды могли о таком только мечтать.
По убеждению Чарльза Браинта она пробовала себя в экзотическом амплуа, играя неврастеничных певичек парижских кабачков, индийских танцовщиц и прочих хрупких цветов “полусвета” Вся ее характерная южная внешность идеально подходили для сентиментальных мелодрам типа “Игрушки судьбы” Дж. Бейкера, где Назимова играет жертву мужских страстей или “Красного фонаря” Альберта Капеллани. Брезгливо относясь к мелодраматическим сценариям властная “мадам” играла в них, поскольку фильмы делались под нее – роли Назимовой были Альфой и Омегой таких картин.
Тема одинокой ранимой женщины, прячущейся за маской хищницы – вамп, капризна и избалована проступает уже в первой же роли для “Метро” в фильме “Чудесное явление” (1918г.)
В мелодраме Альберта Капеллани “Око за око” (1918г.), Назимова играет дочь арабского шейха, которую настигают терни судьбы, но как правило сводящийся к хэппи енду.
В мелодраме “Из тумана” (1919г.) того же Капеллани, суть в принципе малоизменена. Как видим мелодрамы Назимовой не сильно отличались одна от другой.
Не смешные и нелепые сюжеты этих мелодрам, но утонченная игра Назимовой почти сразу выдвинули ее в ряды ведущих Голливудских “ див”-в каждом списке любимых актрис ее имя стояло рядом с именами Мэри Пикфорд, Норма Толмедж, Пирл Уайт, Маргарет Кларк.
До уже коммунистической России доносятся слухи о экранной славе Назимовой. “Совкино” начало 20 –х прокатывает фильмы с ее участием на ряду с “Индийской гробницей” и “Медвежьей свадьбой”. Цензоры восхищались и уподобляли искусство актрисы танцу и понтамиме. Тело, а ни лицо – вот обаяние Назимовой.... А так же были поражены методами ее репетиций, ее энергии и самозабвению. Кровь стынет в жилах, рассказывают присутствующие на репетициях, Слыша ее иступленный крик (сцена из фильма “Из тумана”).
И вряд ли мы точно сможем определить, как сама Назимова относилась к ролям такого рода. “Мадам” любила окружать себя загадками... Ясно одно – мелодрамы периода “Метро”выдвигали на первый план именно ее, русскую экзотическую звезду, умаляя всех остальных даже неотразимого Брайанта. Что придавало Алле уверенности своей силы...
Алла Назимова посилилась в Голливуде в 1918 году – ее ежемесячные 13 тыс. долларов, позволили ей арендовать небольшую, испанского типа виллу, на Сансет Бульваре. За арендный контракт на 99 лет – актриса собиралась жить долго. Истинная красота в ее Уайльдовском понимании была всем для Назимовой. Красота в искусстве – не зря она оброщается к пьесе Уайльда “Соломея”. Красота тела – Изнурительные ежедневные упражнения, культ собственного тела до глубокой старости заставлял ее выглядеть под безжалостным светом софитов хрупкой девочкой.
Пытаясь разрушить образ “ хрупкой экзотической дивы”, Назмова порой просто провоцировала газетчиков. На вопрос интервьюера: “ Надо ли иметь детей ?” – Алла отвечала: “Только не женщинам занимающимся творчеством. Чтобы себя выразить, ей следует быть свободной.”
Даже со своими друзьями “мадам” вела себя надменно, а уж людям с запятнанной репутацией подступится к ней было вовсе невозможно. Дагмар Годвски, актриса немого кино, в своей автобиографии вспоминает встречу Нзазимовой с одним из идолов 20 – х годов на званном ужине в честь Назимовой. “Красивый брюнет Гуильельми подошел к столу сияя от восторга, но Назимова опустила голову и замерла, ее маленькая фигурка была напряжена, она сидела словно на нее нашел столбняк, конечно же ни чем хорошим это знакомство не обернулось. Синьор Гуильельми приехал в Калифорнию чтобы избежать отвратительного скандала в Нью Йорке.”
Позднее Рудольф Валентино станет прекрасным партнером Назимовой в “Даме с камелиями” (1921, реж. Рэй Смолвуд). Он станет мужем и лучшим творением знаменитой Наташи Рамбовой, урожденной Уинфред Шанесси, взявшая модное русское имя во время романа с артистом русского Императорского балета Федором Козловым. Талантливая балерина, дизайнер, смело вводившая принципы изощренного Арт Нуво в Голливудский быт, Рамбова была единомышленецой Аллы и художником – декоратором на трех ее лучших картинах – “Дама с камелиями”, “Кукольный дом” и “Соломея”.
Голливуд начала 20-х был магическим местом – больших денег энергии и славы. На вершине звездного небосклона пребывали Мэри Пикфорд и, конечно же Чаплин, Толстяк “Фатти” Арбэкль пожинал плоды экранного успеха; Уильям Харт лихо сражался с индейцами, а бравый Дуг Фербенкс вламывался в багдадские серали или несся с луком по шотландским лесам; энергичная Пирл Уайт каждый день рисковала жизнью, а печальные и трогательные сиротки Бури, Лилиан и Дороти Гиш растопляли сердца.
На этом фоне “индустрии грез” душещипательные мелодрамы русской американки приходились как нельзя более к месту. Но Назимова мечтала о большем. Она верила в возможности кино,и ее давняя мечта- совместить высокое искусство с коммерческим успехом, привнеся в стандартный голливудский продукт изящество и рафинированность европейской кинокультуры- теперь могла осуществиться. Европа должна была встретить Америку в фильмах Аллы.
И все же популярность русской звезды постепенно сходила на нет, голливудские газетчики высмеивали последние фильмы “Метро” с ее участием. Тогда было торжественно объявлено что с этого времени “Мадам” Назимова будет сниматься в картинах только по выдающимся произведениям литературы.
Назимова и Рамбова начали со скандальной “Афродиты” Пьера Луи. История обреченной любви Хризис к Диметриосу скульптору и фавориту развратных правителей Древнего Египта (действие происходит в 1 веке нашей эры), насыщенна сценами богохульства пыток, убийств, лесбийской любви и содомии – по словам Луи, он старался эпотировать мораль сытых буржуа.
Назимова уже начала подготовку к съемкам картины, когда во всех штатах был принят цензурный закон. Он гласил, что коль скоро кинематограф является индустрией, приносящей доход, то Поправка к Конституции о свободе речи на него не распространяется. Напуганные возможными обвинениями в адрес вольной экранизации “Афродиты”, боссы “Метро” предложили своей капризной “звезде” поставить не менее известный, но более приличный роман – “Даму с камелиями” Александра Дюма – сына.
Повинуясь судьбе, Назимова вместе с режиссером Рэем Смолвудом и Наташей Рамбовой, еще не пришедшей в себя после закрытия любимого проекта, в считанные недели снимает “Даму с камелиями”.
Игра Аллы, как всегда была неподражаемой, но к тому времени контроль властной и строптивой звезды на съемочной площадке уже начинал беспокоить руководителей “Метро”. Контракт был расторгнут, и Назимова, наконец то могла преступить к исполнению своей заветной мечты.