Понимая, что необходимо было всемерно содействовать восстановлению и укреплению королевской власти и католической веры, кардинал изыскивал для этого необходимые средства. Основным каналом общественного воспитания неграмотного населения служили проповеди приходских священников. Они одновременно выступали и в роли информаторов политических событий, и толкователями издаваемых законов.
Практическая деятельность Ришелье вызывала противоречивые оценки у его современников. Сначала об этом говорили громко, потом уже намного тише, пока совсем не стали умалчивать эту тему, поскольку разговоры на нее стали небезопасны. Тогда снова стали широко использовать памфлеты, распространявшиеся по всей Франции. Ришелье боролся против них тем же оружием. Бойкий публицист Фанкан по заданию кардинала нападал на его врагов, нанося зачастую очень меткие удары. Фанкан в своих памфлетах обвинял врагов Ришелье во всех смертных грехах, иногда недвусмысленно указывал на кардинала как на единственное спасение Франции. Ришелье хорошо знал, что король охотно читал эти листы и в известной степени принимал их во внимание. Тот, кто инспирировал написание памфлетов Фанкана был хорошо осведомлен о положении дел в стране.
Итак, с одной стороны, социально-экономические условия делали возможным издание печатной газеты, с другой – политическая необходимость, ускоряя это событие, превращала его в реальность. Следует отметить, что издание газеты пало на один из самых важных и переломных моментов французской истории 17 века. Абсолютная монархия, являлась формой дворянской диктатуры, объективно выступала в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства. Выполнение этой исторической задачи требовало от дворянского государства новой политики, чьим проводником стал кардинал Ришелье.
История создания “La gazette”.
Задумав издавать периодический листок Ришелье нисколько не сомневался в выборе человека, способного осуществить эту идею: “вот самый способный из моих помощников”, - сказал он о Ренадо.
Несколько месяцев понадобилось редактору для необходимой подготовки издания газеты. Что касается названия, то здесь не было затруднений: путешествуя по Италии он обращал свое внимание на листки “Газетт”, продаваемые на улицах города.
Описание первых выпусков “La gazette”.
Первый номер “ля Газетт” появился 30 мая 1631 года, и хотя он не имел даты, но учитывая еженедельность издания, уже после четвертого выпуска можно было говорить о дне рождении французской периодики. Первый номер насчитывал всего четыре полосы и имел формат 23*15 сантиметров. Новости этого номера содержали информацию из различных городов: Константинополя, Венеции, Вены, Праги, Гамбурга… Однако эта информация была очень краткой.
Сначала газета выходила еженедельно на четырех листах, а позже на восьми и двенадцати в одну четвертую часть листа. Она состояла из отдельных заметок, каждая из которых начиналась с указания места и даты отправки известия, а затем располагались внутренние новости. Большей частью речь шла о военных действиях, о дипломатических переговорах и придворной жизни. Сначала она напоминала малоформатную книжечку, но позднее можно было уже отметить улучшение качества печати, появление картинок. Тираж этого издания достигал 1200 экземпляров (!).
Каждый выпуск “Газетт” имел свой порядковый номер, это же касалось и внеочередных выпусков. Как и многие другие периодические издания 17 века, газета имела свой единый, переходящий из номера в номер, счет страниц, что позволяло в конце года делать подшивку с особым титульным листом, таким образом, таким образом могло получиться великолепное пособие по истории Европы.
С конца 1631 года газета разделилась на две части: “La gazette” и“Nouvelle ordinaire de diver endroiz”,которая, по словам Ренадо, печаталась для удобства читателей, которым было бы легче искать нужную им информацию.Каждый месяц Ренадо печатал отдельный номер “Relation de nouvelle du mond recu dans tout le moi”, содержавший самую интересную информацию и краткие комментарии к ней. “Эти лучшие новости за месяц, - говорил Ренадо, - служат лучшему изучению дел…” Дополнительные номера издатель также использовал и для ответов своим противникам, коих у него было немало.
Интересно отметить, что первые выпуски газеты содержали в основном информацию, касающуюся положения дел в различных странах, но никак не во Франции. Лишь начиная с шестого номера Ренадо вставляет в свою газету новости из Парижа и других городов государства. Всего за 1631 год был издан 31 номер газеты, который затем был напечатан отдельным томом и подарен королю.
Ренадо, не вдаваясь в подробности издательского дела и оставив в стороне все трудности, связанные с отбором новостей для готовящихся выпусков, обратил внимание своих читателей на сложность написания истории сегодняшнего дня. Уже тогда он понимал, что газеты – это живые страницы жизни страны и по ним потомки будут внимательно изучать прошлое. Ренадо объясняет, что прежде всего он должен ознакомить читателя с новостями из других стран, а уж потом переключить их внимание на обстановку в стране.
Отношения с властью.
Информация, которую печатал Ренадо в своих газетах, была достаточно разнообразной, авторитетной и достоверной. Однако некоторые статьи могли противоречить друг другу. Так, например, номер от 31 декабря 1633 года рассказывает о судьбе Галилея, о правдоподобности его теории, что не Земля вертится вокруг Солнца, а наоборот. А в следующем выпуске была напечатана другая статья, в которой осуждался ученый и говорилось о неправдоподобности высказываемых им суждений не только с философской, но и с теологической точки зрения.
Исходя из этого, можно отметить, что газета Ренадо была подконтрольна правящим кругам. Стоит также отметить, что многие статьи писались самим Ришелье, а информация исходила не того из уст кардинала, но иногда и от самого короля. Сам же Ришелье интересовался делами Ренадо. Сохранилась одна из его записок, в которой говорилось следующее: “Сообщите Ренадо, чтобы он ничего не печатал до того, как я пришлю ему донесение”.
В период правления Его Преосвященства кардинала Мазарини Фронда (1648 – 1653) заставила Ренадо вместе с его делом переселиться в Сен-Жермен. В Париже оставались его сыновья, издававшие оппозиционную газету отца “Курьер франсэ”. По возвращении в столицу Мазарини ничем не высказал своего неудовольствия, что заставляет полагать, что и эту газету выпускали с его ведома. Также подобное мнение можно доказать тем, что ни в одном выпуске “Курьер франсэ” не будут найдены факты о каких-либо событиях по истории Фронды.
Спустя сто лет.
После смерти Ренадо его дело продолжили сыновья. Однако интересно, что в день столетия газеты не было опубликовано ни одной статьи, касавшейся данной темы. Надо сказать, что спустя сто лет, сама газета претерпел некоторые изменения: чище стал шрифт, увеличилось количество полос. С 1762 года газета стала выходит дважды в неделю – во вторник и в пятницу. Появились рецензии на новые книги, увеличилось число анонсов. Печатались постоянные рубрики, а сама газета имела свыше 12 тысяч подписчиков (!). Спустя 150 лет она сохранила свою королевскую привилегию. Ежедневной она стала незадолго до свержения монархии и своего закрытия, произошедшего 10 августа 1792 года.
Список использованной литературы:
Ю.В. Попов: “Теофраст Ренадо - основатель французской журналистики”
Французская пресса:
“Голландская газета и пресса протестантизма”
“Обзор исторических вопросов”
“У истоков французской прессы”
“Сборник газет”