3.1 Период творческого кризиса
Первая мировая война и последовавшие за ней годы ознаменовались для писателя тяжелым творческим кризисом.
С начала военных действий Уэллс публикует серию статей, посвященных проблемам военного времени. Они были выпущены им вскоре отдельной книгой под заглавием “Война, которая покончит с войнами” (TheWarthatwillendWar, 1914). Эта книга, отражавшая настроения широких слоёв интеллигенции, была написана смело и критично по отношению к английской буржуазии и правительству, но тем не менее объективно она служила английскому империализму, помогая ему, в конечном счете, скрыть от народа истинный характер и цели войны. В первых статьях сборника писатель целиком поддерживает официальную точку зрения, согласно которой война началась в силу международных обязательств Англии ради сохранения её престижа, и ведется для того, чтобы уничтожить германский милитаризм. От грехов, в которых обвиняется Германия, по мнению Уэллса, несвободны и Англия, и Америка, но надо уничтожить “источник заразы” - страну, в которой наиболее полно воплотились в жизнь идеи шовинизма и милитаризма, называемые Уэллсом вкупе “тевтонским кипленгизмом”.
Незадолго до войны Уэллс выражал надежду, что война разрушит старый мир и приведёт к установлению нового порядки на земле. Как ни скромна была программа Уэллса, не затрагивавшая основ частной собственности, его никто не желал слушать. Продолжалась война — но не война идей, не “война против войны”, а империалистическая война 1914—1918 гг.
Из публицистики Уэллса данного периода выделяется книга “Россия во мгле” (RussiaintheShadows, 1920), представляющая собой запись впечатлений, вынесенных из его кратковременной поездки в Петроград и Москву осенью 1920 года. Во время пребывания в Москве Уэллс был принят В. И. Лениным и беседовал с ним.
Период творческого кризиса Уэллса затянулся вплоть до конца двадцатых годов. После опыта военных лет новый удар реформистским иллюзиям писателя был нанесен провалом широко разрекламированных английской буржуазией планов послевоенного переустройства жизни. Но теперь, в обстановке нарастающих социальных конфликтов и приближающейся всеобщей забастовки, Уэллс делает иные выводы, чем в период войны.
Именно начиная с 1926 г. основное противоречие творчества Уэллса приобретает наиболее острую форму. Как демократическая, так и реформистски-охранительная тенденция получают свое законченное выражение — первая в романе “Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол” (Mr. BlettsworthyonRampolIsland, 1928), вторая — в трактате “Открытый заговор” (TheOpenConspiracy, 1928), где Уэллс полнее всего изложил идеи технократии. Эти идеи отразились в романе “Мир Вильяма Клиссольда” (TheWorldofWilliamClissold, 1926) — первом из значительных произведений Уэллса послевоенного периода. Это автобиография человека, объединяющего в своем лице ученого и капиталиста. Клиссольд недоволен современным миром и мечтает перестроить его на разумных основаниях, руководствуясь велениями науки и здравого смысла. Подтверждение своим теориям он видит в накоплении знаний о мире и человеке, в распространении новых взглядов и новых отношении между людьми. Когда-нибудь, думает Клиссольд, неизбежно произойдет “созидательная революция”. Передовые люди из разных классов общества, объединившись, возьмут в свои руки управление хозяйством, отстранив людей отсталых и вредных, мешающих ходу прогресса. Для того чтобы сделать это, лучшие люди должны сначала осознать единство своих целей. Стремясь помочь этому, Клиссольд и пишет свой труд. Реформистский, идеалистический характер идей Уэллса в этом произведении очевиден.
Противоречивость философских предпосылок “Мира Вильяма Клиссольда” повлекла за собой и художественную противоречивость этого произведения. “Мир Вильяма Клиссольда” — это одновременно и роман, и трактат о романе, причем положения, высказанные в теоретической части, нередко не находят своего воплощения в его художественной ткани.
Уэллс был прав, требуя создания реалистического романа, отражающего жизнь во всем ее многообразии, во всей ее широте. Он был прав, требуя, чтобы в центре романа стоял образ человека, заинтересованного в судьбах мира, мечтающего о переменах и перестраивающего мир. Подобный взгляд на роман уже сам по себе подчеркивал пустоту и никчемность декадентской литературы. Но осуществить эту большую задачу Уэллс не смог.
Картина мира, показанного широко и многосторонне, и образ рассказчика не слились в единое художественное целое потому, что Клиссольд, хотя он и назван человеком дела,— не более как сторонний наблюдатель действительности. Личный опыт Клиссольда и общественный опыт, который он должен воплощать, несоизмеримы. Клиссольд бесспорно представитель “определенной социальной группы”, но не той группе, которую он представляет, дано переделать мир.
Утопичность плана, предложенного Уэллсом, выявляется через образ героя, неспособного найти пути приложения своих идей к реальности, ибо его идеи но отражают жизненной закономерности. В этом же заключалась причина неудачи романа.
3.3 Сатира Уэллса на современный образ жизни
Крупной победой не только данного периода, но и всего творчества Уэллса явился роман “Мистер Блетсуорси на острове Рэмпол”, непосредственным поводом к написанию которого явился процесс Сакко и Ванцетти в США. Эта книга, посвященная “бессмертной памяти Кандида”, представляет собой злую сатиру на “американский образ жизни”. Но романист затрагивает не только США. Америка для него — страна, в которой лишь наиболее наглядно воплотились принципы всей современной цивилизации.
Молодой англичанин Блетсуорси в результате кораблекрушения попал на дотоле никому не ведомый остров Рэмпол. Он тяготится жизнью па этом острове, ему грозят постоянные опасности со стороны дикарей-каннибалов; он мечтает вырваться оттуда и вернуться в цивилизованный мир. Но постепенно выясняется, что Блетсуорси никогда и не был на этом острове. Он просто ходил по улицам Нью-Йорка, и окружающая жизнь рисовалась его помутившемуся рассудку в уродливых формах острова Рэмпол. Вернуться в цивилизованный мир невозможно, потому что это был не реальный мир, а мир его детской мечты, его юношеских иллюзий. Возвратившись на родину, снова обретя здравый ум, мистер Блетсуорси и здесь на каждом шагу обнаруживает черты острова Рэмпол.
Дикари острова Рэмпол создали целую систему условностей, которая, как им кажется, превращает их и цивилизованных людей. Они людоеды, но говорить об этом не полагается. Человеческое мясо — это некий, полученный мистическим путем, “дар друга”. Нарушившего установления общества наказывают ударом двухпудовой дубины по голове, после чего его съедают. Дубина, впрочем, носит ласковое название “укоризны”. Дикари начинают войну против соседнего племени, скопившего большие запасы “жевательного ореха”, без которого островитяне не могут обходиться. Но говорить об истинных причинах войны никто не рискует под страхом “укоризны”. Официально она ведется ради того, чтобы внедрить цивилизацию у соседей, которых, в частности, обвиняют в том, что они людоеды. Единственный способ избежать войн в будущем — доказывают ораторы на “митингах воя”, созываемых для устрашения врага,— это довести данную войну до победного конца. На острове почти нет супружеских пар, вступивших в брак по свободному выбору,— для этого надо иметь хижину. “Любовь здесь была насквозь пропитана неискренностью, отравлена ненавистным подчинением и вынужденной воздержанностью. Любовник подозревал свою возлюбленную в самых низких побуждениях, в то время как она, уступив его желаниям, думала только о том, как извлечь из этого выгоду”. Процветает многоженство, “как и всюду, куда не проник свет христианства”. А над всем этим смрадным миром острова Рэмпол господствуют чудовища — мегатерии, которые “не желают ни размножаться, ни умирать”, но захватили самую плодородную часть земли и яростно ненавидят все живое. “Они пожирают пищу, предназначенную для молодых, и мрачно властвуют над ... всем миром”. Мегатерии - это “пережиток” в самом обобщенном смысле слова. При виде мегатерий мистеру Блетсуорси приходят и голову и устаревшие политические и социальные институты, и те стороны сознания люден, которые привязывают их к прошлому, всё темное, животное, что есть в их природе.
Заключение.
Творческое наследие Герберта Уэллса необычайно велико. Его романы, рассказы, публицистические работы очень разнообразны по мысли, по теме, по жизненному материалу, привлекавшему внимание художника, и очень неравноценны по своим достоинствам.
В сознании читателя Уэллс остался по преимуществу автором фантастических романов. В них воплотились наиболее прогрессивные стороны мировоззрения Уэллса, в них он оригинальнее всего как художник, сильнее всего как сатирик. Но немало ценного создал Уэллс и в других жанрах, по преимуществу в области социально-бытового романа, который с течением времени всё более насыщался сатирическим содержанием. Отходя от фантастических обобщающих образов, характерных для научно-фантастического романа первого периода творчества, Уэллс в последних своих произведениях вместе с тем по-прежнему обращается к магистральным темам действительности, по-прежнему беспощаден к носителям социального зла. Как ни был извилист творческий путь Уэллса,. как ни значительны бывали его заблуждения, он остается в истории литературы как честный писатель-реалист, наследник традиций английского критического реализма.
Список литературы
1.Кагарлицкий Ю. , “Герберт Уэллс”, М., 1963
2.Замятин Е., “Герберт Уэллс”, П. ,1922
3.Левцова И. М. , Парчевская Б. М. , “Г. Дж. Уэллс”, М. , 1966
4.Успенский Л. ,“Записки старого петербуржца”, Л. , 1970, с. 346-377
5.Перепелицын К. ,“Английская фантастическая литература”, М. , 1982
6.Сборник статей и очерков, “Фантасты века уходящего”, М. , 1990