Гораций подобно тому, как он некогда перебежал на сторону императора Августа, жалея свои республиканские заветы, так и здесь, переметнулся к стоикам, не забывая учения Эпикура. Частное и общественное, эпикурейское и стоическое начала уживаются иногда даже в одном стихотворении Горация.
В самом деле, и у стоиков и у эпикурейцев он подмечает и берег только то, что ему ближе всего: культ душевного покоя, равновесия, независимости. В этом выводе обе школы сходятся, и полому Гораций свободно черпает свои рассуждения и доводы из арсеналов обеих. Если же эти школы в чем-то расходятся, Горацию до этого дела нет. А на упреки в эклектизме, он ответит словами послания 1, 1:
Я никому не давал присяги на верность ученью...
Религия и неразрывно связанная с ней мифология составляют в искусстве Горация зачастую лишь элемент поэтической формы. Прекрасная, проникнутая глубоким чувством единства с природой молитва Фавну (Ода III, 18), покровителю стад и поклоннику пугливых нимф, прославляет сельский праздник. Козленок, закланный для пира, полные чаши вина, благовонный дым курений, поднимающийся с древнего алтаря,— все это детали дорогой сердцу поэта мирной сельской жизни, и Фавн является лишь ее символом. Пел Гораций и вино, и любовь. Гораций говорит о себе: “Я пою о пирах и прелестницах”. Поэт не принадлежал к числу людей с аскетическим складом характера, его неудержимо притягивали радости земной жизни. Поэтому Гораций не забывает отдать должное Вакху, дарующему забвение от печалей. Когда Квинктилий Вар приобрел виллу вблизи дома Горация в Тибуре, поэт, имеющий уже опыт в сельском хозяйстве, советует ему посадить виноградник и заняться виноделием:
Трудным делает Вакх
тем, кто не пьет,
жизненный путь: ельзя
Едких сердца тревог
прочь отогнать,
кроме вина, ничем.
В оде 1. 19 соединены эротические и вакхические мотивы. Поэт обращается к могучей богине любви. Перед нами римский вариант знаменитой оды Сапфо. Но если гречанка Сапфо, обращаясь к богине, пытается подчинить ее своей воле, то римлянин Гораций, напротив, готов немедленно повиноваться воле богини. Любовь и вино составляют важный предмет его поэзии, в своей основе жизнелюбивой, несмотря на звучащие в ней пеcсимистические нотки. Заключая свой первый лирический сборник, поэт уподобит любовь ...войне, заметив при этом, что сам он “воевал не без славы”. Теперь он лиру, на которой воспевал любовь, и оружие страсти — факелы, освещавшие путь к дому возлюбленной, ломы, которыми он взламывал двери ее дома — посвящает Венере и вешает их на стену ее храма (Од. Ill, 26). Традиции греческой эротической поэзии (в частности, произведения Алкея и Сапфо) оказали на Горация огромное влияние. Для греков, как и для родственных им по культуре римлян, на всем долгом пути их истории любовь к женщине редко становилась возвышенным чувством, любовью одногого к одной на всю жизнь. Она сводится почти исключительно к естественному влечению полов. Духовная близость играет значительно меньшую роль. Любовь в одах Горация — естественное влечение полов. В отличие от жгучей страсти, пылающей в песнях его любимой поэтессы Сапфо, любовь у Горация—легкое, бездумное чувство, не оставляющее глубоких следов. Любовь—лишь игра, цель которой— наслаждение. Только в одном стихотворении (Од. 1, 13) поэт говорит о том, что трижды счастливы те любовники, кого связывают неразрывные узы и чья любовь кончается вместе с жизнью.
Героини любовных од Горация - невсегда реальные девушки. Кто такая Инахия, цвековеченная в одном из эподов? Кто скрывается под именами Лалаги, Тинадриды, Хлои, Неэры? Такие имена обычно носили дамы полусвета, вольноотпущенницы, состоявшие на содержании или просто жрицы свободной любви. У каждого имени есть свое значение: Гликера - сладкая, Лалага - болтунья, Хлоя - юная и т. д. Одна из героинь Миртала, прямо названа либертиной, вольноотпущенницей. А Неэра, похоже, содержанка публичного дома… Есть ода, посвященная жене Мецената, где она скрыта под псевданимом Ликимнии. Муза повелевает поэту воспеть ее сладкое пение, прекрасные сверкающие глаза и верное любви сердце.Все богатства казны Ахеменидовой,
Аравийских дворцов, пашен Мигдонии
Неужели бы ты взял за единственный
Волос милой Ликимнии?
В миг, как шею она страстным лобзаниям
Отдает иль тебя, в шутку упорствуя,
Отстранит, чтобы ты сам поцелуй сорвал
Или чтобы самой сорвать?
Поэзия молодого Горация отличается ветренностью, некоторым легкомыслием, свободой и жаждой радостей жизни. Но с годами исчезла юношеская пылкость, некогда приведшая поэта под знамена Брута, и на смену ей явились рассудительность умудренного жизненным опытом человека, стремление к умеренности и нравственной уравновешенности, заставлявшее избегать крайностей - то, что в классической оде “К Лицинию” названо "золотой серединой”:Выбрав золотой середины меру,
Мудрый избежит обветшалой кровли,
Избежит дворцов, что рождают в людях
Черную зависть...
Золотая середина — наконец-то произнесены эти слова, самые необходимые для понимания Горация. Золотая середина — это уже не только художественный прием, это жизненный принцип поэта. В одном из одических обращений к Меценату Гораций просит:
Если ж ты сопричтешь к лирным певцам меня,
Я до звезд вознесу гордую голову.
Гораций уверен, что его поэзия - "памятник, меди нетленнее", и с бурным пафосом восклицает:
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем…
Список используемой литературы:
1. Гораций. Оды, эподы, сатиры.И.М. Тронский "История античной литературы".
2. А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи, Н.А. Тимофеева, Н.М. Черемухина "Античная литература".
3. П.Ф. Преображенский"В мире античных образов".
4. М.Л. Гаспаров"Избранные статьи"
5. В.Б. Борухович"Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время".