1. Защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2. Защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод [4;29].
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергается уголовному преследованию.
В условиях ужесточенного противостояния государства и уголовного мира неотвратимость и меткость уголовной репрессии, а следовательно, и достижение задач (целей) уголовного судопроизводства в каждом конкретном деле приобретают важнейшее значение. От успеха деятельности государства в данном направлении напрямую зависит успех во всех других направлениях реформаторских начинаний, а самое главное – уровень гражданского правосознания и престиж государства, служащий ему главной опорой в демократическом гражданском обществе.
В некоторых, но только специально указанных в законе случаях производство по уголовному делу ведется исключительно в целях реабилитации невиновного, то есть признания предъявленного обвинения необоснованным, а гражданина невиновным в совершении преступления и восстановления его доброго имени со всеми вытекающими отсюда восстановительно-компенсационными правонарушениями. Например, согласно п.4 ст. 24 УПК РФ, смерть обвиняемого или подозреваемого служит основанием прекращения уголовного дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего. Ч.2 ст.27 УПК РФ устанавливает также, что прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования и вследствие акта амнистии не допускается, если обвиняемый против этого, возражает. В этом случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке и так же, как в случае смерти обвиняемого, не может окончиться осуждением, от гражданин огражден обстоятельствами, исключающими его уголовную ответственность (давность, амнистия). Следовательно уголовный процесс в этих ситуациях в силу особой юридической ситуации, когда стержневой вопрос уголовного процесса «виновен или невиновен» остается неразрешенным, «подвешенным», и связанной с этим особой позиции обвиняемого; он (процесс) подчинен только задаче реабилитации, другие задачи исключены. Аналогичные нормы существуют и применительно к другим не реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела.
Глава 2. Характеристика стадий уголовного судопроизводства (процесса).
2.1. Понятие стадий.
Стадии – это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отдельные друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся непосредственными задачами (вытекающими из обычных задач уголовного судопроизводства), кругом органов и лиц, участвующих в производстве по делу, порядком (формой) процессуальной деятельности (процессуальной процедурой) и характером уголовно-процессуальных отношений [11;15].
Каждой стадии процесса свойственны:
1. Непосредственные задачи, вытекающие из общих задач судопроизводства;
2. Определенный круг участвующих в ней органов и лиц;
3. Порядок (процессуальная форма) деятельности, определяемый содержанием непосредственных задач данной стадии и особенностями выражения в ней общих принципов процесса;
4. Специфический характер уголовно-процессуальных отношения, возникающих между субъектами в процессе производства по делу;
5. Итоговый процессуальный акт (решение), завершающий цикл процессуальных действий и отношений и влекущий переход дела на следующую ступень (если дело не прекращается или не приостанавливается).
Совокупность стадии , связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса.
Стадиями уголовного процесса чередуются, сменяют одна другую в строгой последовательности.
2.2. Стадия возбуждения уголовного дела.
В законодательстве США, Австралии, Германии, стран Восточной Европы (в прошлом за исключением Болгарии) стадия возбуждения уголовного дела отсутствует. Получив первичную информацию о совершенном преступлении, органы предварительного расследования приступают к собранию доказательств, использую при этом все дозволенные законом способы: производство неотложных действий (§ 24 УПК Австралии); производство допросов, при обстоятельствах, не терпящих отлагательств, производство телесного освидетельствования, выемки, в том числе почтово-телеграфной корреспонденции, обыска и других следственных действий – по законодательству ФРГ. Правовой режим предварительного расследования в США выражается в установлении того, что не должен делать расследующий преступление, какие его действия могут повлечь исключение судом полученных по делу доказательств.
В прошлом в Российской юридической литературе резкой критике подвергались высказывания ученых, сомневавшихся в необходимости выделения стадий возбуждения уголовного дела в самостоятельный этап уголовного процесса. В настоящее время практика возбуждения уголовных дел свидетельствует о том, что большинство заявлений о совершенных преступлениях проверяются с нарушением установленных ст.109 УПК РФ сроков. Результаты проводимых в разных регионах страны опросов свидетельствует о том, что почти все следователи высказывались за увеличение количества следственных действий, проведение которых допускается до возбуждения дела. Искусственно сдерживается расследование уголовного дела. Следователи, безусловно, всегда находили выход из самых не простых ситуаций, заменяя, например, необходимое для возбуждения дела экспертное исследование медицинской справкой, справками санитарно-эпидемиологических служб для определения химического состава вещества и т.п. [130].
Всем известно, что 10-суточный срок проверки материалов, представленный законодателем для исследовательских ситуаций (п.3 ст.144 УПК РФ), применяется на практике почти ко все делам. И стоит задуматься над тем, почему действующий закон толкает следователя на его нарушение. Не проще ли было бы отменить это искусственное нагромождение сроков проверки и правил, которые мешают оперативному ходу расследования, нередко ведут к утрате доказательственного материала, и к тому же постоянно нарушаются.
Заслон на пути возможных нарушений прав и свобод граждан, установленный в уголовном процессе в виде стадии возбуждения уголовного дела, никогда на деле не был таковым.
Практика прокурорского надзора породила неведомую законодательству форму реагирования на отказ в возбуждении уголовного дела – постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов на дополнительную проверку. Каков срок этой проверки, каким законодательным законом он определен, остается неясным, какие доказательства по делу сохраняться после такой проверки, длящейся не редко месяц и более, можно только догадываться. Кроме того, это означает нарушение прав заявителя, а тем более потерпевшего [5;130].
Процессуальная деятельность, связанная с решением вопроса о возбуждении уголовного дела, обладает всеми необходимыми признаками самостоятельной стадии уголовного процесса (уголовного судопроизводства). Так как
1) Она имеет четко выраженные начальный и конечный моменты. Эта деятельность (и, соответственно, сама стадия) начинается с момента официальной фиксации органом дознания, следователем, прокурором первичной информации о преступлении, которой УПК придает значение формального повода к возбуждению уголовного дела (например, регистрация в милиции заявления лица, пострадавшего от преступления). Заканчивается же стадия вступлением в законную силу решение о судьбе производства, вызванного этим поводом (о возбуждении уголовного дела или об отказе в таком возбуждении).
2) Уголовно процессуальная деятельность на законом отрезке подчинена своим собственным задачам: а) установить наличие или отсутствие законного повода и основания возбуждению уголовного дела, б)закрепить следы преступления, в)предотвратить готовящееся, пресечь начатое, но еще не оконченное преступление.
3) Круг участников, осуществляющих эту деятельность, и круг субъектов складывающихся в связи с нею уголовного – процессуальных правоотношении специфичен, не повторим ни в одной другой стадии уголовного процесса [4,197]. Основное правоотношение образуется и развивается между заявителем о преступлении, с одной стороны, и органом дознания, следователем, прокурором – с другой (ст.146 УПК РФ, ч2 ст39,ч3 ст154 УПК РФ, п1 ч4 ст163). Должностные лица и названые органы государства могут также вступать в правоотношения с учреждениями, организациями и предприятиями в связи с истребованиями материалов, необходимых для ответа на вопрос о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также с гражданами по поводу дачи или объяснений в тех же целях.
4) Уголовно-процессуальная деятельность, связанная с решением опроса о возбуждении уголовного дела специфична, т. к здесь ещё нет следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств (исключение составляет осмотр места происшествия), нет ещё уголовно - процессуального доказывания. Законный повод и основания для возбуждения уголовного дела, устанавливается путем производства проверочных действий (истребование письменных материалов и объяснений, назначение документальной проверки или ревизии).
5) Итоговые уголовно-процессуальные акты, завершающие стадию возбуждения уголовного дела, это - постановление дознавателя, следователя, прокурора о возбуждении уголовного дела или об отказе в таком возбуждении.
Уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникает лишь при наличии к тому повода и основания.