Судья выносит постановление о назначении судебного заседания, если дело поступило в суд с соблюдением норм о подсудности и оснований для проведения предварительного слушания не имеется. Судебные заседания обычно проводятся в помещении суда, который в соответствии с правилами о подсудности компетентен рассматривать уголовное дело. В постановлении указывается конкретное помещение, в котором будет проходить судебное заседание. Дата судебного заседания определяется судьей в соответствии со сроками, установленными ст.233 УПК РФ, с учетом составленного на текущий месяц расписания судебных заседаний и с таким расчетом, чтобы избежать задержки его разбирательства, не допустить напрасной траты времени лицами, вызванными в суд. Необходимо также принять во внимание сроки извещения сторон о месте, дате и времени судебного заседания. Списки лиц, подлежащих вызову в судебное заседание со стороны обвинения и защиты, принимаются к обвиняемому заключению. Суд вправе по собственной инициативе вызвать в суд эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования (ст.282 УПК РФ), педагога, если есть необходимость допросить несовершеннолетнего свидетеля (ст.280 УПК РФ), переводчика, если участник уголовного судопроизводства не владеет языком, на котором ведется судопроизводство (ч.2 ст.18 УПК РФ).
В случае принятия судьей решения о проведении закрытого судебного разбирательства в стадии подготовки к судебному заседанию отдельное постановление по этому вопросу не выносится.
Вынесение постановления о назначении судебного заседания делает невозможным заявление подсудимым ходатайств о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей и проведении предварительного слушания. А так как ч.3 ст. 229 УПК РФ устанавливает четкие сроки для заявления такого рода ходатайств ( в течении 3 суток после получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта), то это не может рассматриваться как ограничивающие права подсудимого (ст.231 УПК РФ).
Обвиняемому, потерпевшему и прокурору направляется копия соответствующего постановления судьи, в котором указываются место, дата и время судебного заседания (ч.4 сч.227 УПК РФ). Другие лица на стороне защиты и на стороне обвинения (защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель, представитель потерпевшего, гражданский истец и его представитель) должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (ч.4 ст.231 УПК РФ).
Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей не позднее 30 суток. Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ст.233 УПК РФ).
2.5. Стадия судебного разбирательства.
Общими условиями судебного разбирательства являются установленные законом правила – требования, которые, конкретизируя и детализируя принципы уголовного процесса, распространяются на судебный процесс в судебном разбирательстве, отражая её наиболее существенные черты. По сути дела, это – принципы судебного разбирательства, принципы правосудия по уголовным делам, которые от принципов уголовного процесса отличаются тем, что они действуют не во всех, а лишь в одной из его стадий и, таким образом, лишены «сквозного» характера.
Принцип непосредственности как общее условие судебного разбирательства относится к исследованию судом первой инстанции доказательств по уголовному делу и заключается в том, что суд сам проводит исследование доказательств путем производства соответствующего судебного действия – допроса, осмотра, оглашения документов, заслушивания заключений эксперта. Поручить какое-либо из этих действий другому суду он не вправе. В основу судебного приговора могут быть положены только те доказательства, которые исследовались в данном судебном заседании, ход и результаты которого получили отражение в протоколе данного судебного заседания.
Никакие материалы предварительного следствия, минуя непосредственное восприятие их судом, в обосновании выводов, содержащихся в судебном приговоре, положены быть не могут (ст.240 УПК РФ).
Принцип устности судебного разбирательства означает, что все фактические данные, составляющие содержание любого доказательства в судебном следствии, должны быть оглашены и озвучены в зале судебного заседания, что все разбирательства дела представляет собой судоговорение и что ни одно доказательство, добытое на предварительном следствии и молча, обособленно от сторон и публики изучение судом, в основу приговора также положено быть не может.
Непосредственность и устность судебного разбирательства являются важнейшими гарантиями установления судом истины по уголовному делу и достижения задач правосудия. Не соблюдение любого из этих условий может служит основанием отмены приговора вышестоящим судом (ст.240 УПК РФ).
Принцип гласности судебного разбирательства означает прежде всего открытость судебного разбирательства, его доступность для граждан и средств массовой информации, за исключением, если разбирательство уголовного дела в суде может привести разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцать лет; Рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства или сведений унижающих их честь и достоинство; этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. (ст.241 УПК РФ). Так в ФЗ от 3 июня 1998г. «О борьбе с терроризмом» специально предусмотрено, что в закрытых судебных заседаниях по решению суда могут рассматриваться уголовные дела о преступлениях террористического характера, под которыми понимаются: терроризм (ст.206 УК РФ), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст.207 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования (ст.208 УК РФ), а так же посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля (ст.277 УК РФ) и нападение на лиц, пользующихся международной защитой, „ и другие преступления, если они совершены в террористических целях “.
Необходимость в закрытых судебных процессах по делам о терроризме предопределена экстремальная действительность наших дней, которая заключается в том, что терроризм пожаром охватил целые континенты, приобрёл чудовищные масштабы и формы, угрожая безопасности целых государств, в том числе и сверх держав. Она диктуется интересами охраны тайны, которую в данном случае составляю специальные приемы и методы разведки, контрразведки и оперативно-розыскной полицейской деятельности, а также так называемой оперативно-боевой работы, т.е. деятельности по вооруженному захвату вооруженных террористов и освобождению заложников.
Председательствующий в судебном заседании вправе запретить фотографирование, киносъемку и показ по телевидению данного судебного процесса. Лица, не достигнувшие 16 лет, в зал судебного заседания не допускаются. Из этого правила председательствующему разрешается делать исключения, обусловленные особенностями судебного разбирательства.
При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании по усмотрению председательствующего разрешается оглашение лишь резолютивной части приговора, если сведения, содержащиеся в описательной части приговора, в данный момент нецелесообразно оглашать (ст.241 УПК РФ), например, в целях обеспечения безопасности свидетелей.
Неизменность состава суда – важнейшая гарантия непосредственности исследования доказательств в судебном следствии, компетентной оценки доказательств и справедливого решения уголовного дела по существу. Т.к. судья, участвовавший в заседании суда лишь частично, не может, как того требует закон, устно и непосредственно воспринять весь процесс судоговорения и, следовательно, не может владеть всем материалом, необходимым для постановления законного и обоснованного приговора, правильно оценив все доказательства, исследованные судом. Именно поэтому, не зависимо от того, что дело рассматривается единолично судьей или же коллегией судей, каждый из судей во время процесса должен быть в зале судебного заседания и исполнять свои прямые обязанности неотлучно. А если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании (болезнь и др.), то он заменяется другим судьёй и судебное разбирательство уголовного дела начинается сначала (ст.242 УК РФ).
Пределы судебного разбирательства ограничены личностью данного подсудимого и объемом предъявленного обвинения. Подсудимому не может быть вменено в вину то, чего не содержится в трех взаимосвязанных единой линией уголовного преследования важнейших уголовно-процессуальных актах: а) постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; б) обвинительном заключении (обвинительном акте); в) постановлении судьи о назначении судебного заседания.
Изменение в судебном заседании обвинения возможно, но только при строжайшем соблюдении правила о недопустимости поворота к худшему. Это означает, что обвинение в судебном заседании может быть законно изменено лишь путем: а) исключения из него отдельных эпизодов преступной деятельности; б) переквалификация на статью (часть, пункт) особенно части УК, предусматривающую менее строго наказание; в) уменьшения размера причиненного преступлением ущерба; г) исключения указания на обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность, и другие обстоятельства, имеющие уголовно-правовое значение негативного, неблагоприятного для подсудимого свойства. А, если в заседании суда первой инстанции не получило подтверждения доказательствами одно из нескольких обвинений, то разбирательство дела должно завершиться оправданием подсудимого по данному обвинению и постановлением обвинительного приговора по другим обвинениям (ст.252 УПК РФ). Например, оправдан по обвинению в грабеже и осужден за изнасилование.