Смекни!
smekni.com

Муаммар Каддафи (стр. 2 из 4)

Для осуществления давно разработанного плана восстания Каддафи счел необходимым срочно покинуть Триполи и возвратиться в Бенгази, где находился генеральный штаб и располагались основные военные учреждения.

Ранним утром 1 сентября 1969 года отряды членов ОСОЮС под руководством созданного в ходе подготовки к восстанию Совета революционного командования (СРК) в составе 12 офицеров во главе с Каддафи одновременно начали выступления в Бенгази, Триполи и других городах страны. Они быстро установили контроль над основными государственными и военными объектами. Все подъезды к американским базам были заранее блокированы.

В этот же день Каддафи, выступив по радио, объявил о свержении монархии в стране.

- Революция, - заявил он, - будет руководствоваться принципами свободы, единства, социальной справедливости и равноправия всех граждан.

Тогда же было сообщено, что временно верховную власть будет осуществлять СРК. Однако его количественный и поименный состав долго не объявляли. Никому также не было известно, кто возглавляет этот высший орган власти.

Лишь через две недели после революционного переворота 27-летний Муаммар Каддафи был объявлен руководителем революции и председателем СРК. Одновременно было сообщено о присвоении ему звания полковника (в дни переворота он был капитаном войск связи).

Погоны полковника он носит до сих пор, хотя фактически является главнокомандующим. Генеральские звания он раздает весьма неохотно, поскольку убежден, что это "не самое главное для революционной армии".

Имена других членов СРК были объявлены только 10 января 1970 года.

В течение нескольких недель, пока укреплялся новый режим и не объявлялись имена его руководителей, аккредитованные в Ливии дипломаты, журналисты, а также представители иностранных деловых и военных кругов, выдвигали самые различные версии и догадки (одна фантастичнее другой) относительно "подлинных покровителей" организаторов революционного переворота. Называли русских, ЦРУ, насеристов...

Здесь необходимо подчеркнуть, что Вашингтон и его союзники видели в Каддафи и его соратниках провинциальных офицеров, не имевших ни серьезной долгосрочной программы, ни широкой социальной базы внутри страны, ни политического авторитета в арабском мире. США и Англия намеревались использовать эти переходящие, временные факторы наряду с военным и экономическим присутствием в Ливии для оказания давления на молодых неопытных ливийских руководителей. Именно на этой основе они надеялись найти потом с ними "общий язык".

Но эти расчеты оказались несостоятельными.

Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась довольно отчетливо уже в первые месяцы существования нового режима.

7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы. Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти одновременно началось наступление и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на "религии, морали и патриотизме". Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем "обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств".

Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

ОТЕЦ ДЖАМАХИРИИ

Сегодня идеологию и политическую структуру Ливии определяет своеобразная концепция общественного развития, выдвинутая Каддафи и сформулированная в его "Зеленой книге", первая часть которой вышла в свет в начале 1976 года. Она называлась "Решение проблемы демократии (власть народа)" Книга сразу же была объявлена (послушным Каддафи пропагандистским аппаратом) "главным идеологическим документом" государства.

Сам полковник считает, что его произведение представляет собой "окончательное теоретическое решение человеческих проблем". Мне в далеком 1986 году он говорил...

- Я хочу, чтобы "Зеленая книга" стала Евангелием современного человечества.

Согласно замыслам Каддафи, социалистическое общество Джамахирии (в переводе с арабского - "народовластие") должно базироваться на трех принципах.

Первое. Осуществление народными массами власти через народные собрания, где каждый участвует в принятии решений и реализации власти.

Второе. Обладание народом общественным богатством, которое рассматривается как собственность всех членов общества.

Третье. Передача народу оружия и обучение его применению с целью покончить с монополией на оружие со стороны армии.

Отсюда и лозунг: "Власть, богатство и оружие - в руках народа!"

Хочу напомнить, что начало периода "народной революции" обычно связывается с программной речью ливийского лидера, которую он произнес в Зуваре в мае 1973 года. В ней он впервые выдвинул идею о передаче всей полноты власти народу.

- Всякие иные системы правления, - говорил он, - недемократичны. Только народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы за демократию.

Это были не просто слова. В конце 1975 года состоялись выборы народных комитетов, сформированы руководящие органы народных конгрессов. В январе 1976 года был создан Всеобщий народный конгресс (ВНК). Республиканский этап развития Ливии вступил в стадию завершения. Началось его перерастание в принципиально новый "джамахирийский", который изменил не только характер власти в стране, но и ее философию, социально-политическое и экономическое развитие.

В марте 1977 года на чрезвычайной сессии ВНК, проходившей в Себхе, была принята Декларация, которая провозгласила новое название страны "Социалистическая Народная Ливийская Джамахирия" (СНЛАД), что ее законодательство основывается на Коране, а ее политический строй на прямом народовластии. Совет революционного командования и правительство распускались. Вместо них создавались новые институты, соответствующие "джамахирийской" системе. Всеобщий народный конгресс объявлялся высшим органом законодательной, а образованный им вместо правительства Высший народный комитет - исполнительной власти. Министерства заменялись народными секретариатами, во главе которых создавались органы коллективного руководства - бюро. Посольства Ливии в зарубежных странах также преобразовались в народные бюро.

В соответствие с популистским принципом прямого народовластия, роль лидера страны формально как бы выводилась за рамки политической системы. Кстати, еще в 1974 году Каддафи был освобожден от "политических, протокольных и административных обязанностей", чтобы полностью посвятить себя "идеологической и теоретической работе в деле организации масс". Однако, вплоть до 1977 года он оставался главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. С провозглашением Джамахирии он формально уже не мог выполнять какие-либо государственные функции. Ведь "джамахирийская" система официально отрицала государство как форму политической организации. Отныне Каддафи объявлялся лишь лидером ливийской революции. И этим якобы определялась его подлинная роль в политической системе страны.

Тем не менее, реальное идеологическое и направляющее воздействие не только Каддафи, но и других бывших членов СРК на дальнейшее развитие и функционирование новой системы власти еще более возросло.

Разъясняя суть происшедших в политической системе Ливии изменений, Каддафи в марте 1977 года на массовом митинге в Триполи указал на постоянно сохранявшуюся опасность завоеваниям ливийской революции. В связи с этим он призвал, чтобы ее защиту осуществлял весь "вооруженный народ". Однако, провозглашенная цель "замены армии вооруженным народом" оказалась на практике неосуществимой.

Себхская декларация 1977 года фактическим заменила прежнюю конституцию 1969 года, хотя сама по себе не носила конституционного характера, поскольку "Зеленая книга" вообще отрицала роль конституции как основного закона общества.

- Подлинным законом общества является обычай, либо религия, - говорит Каддафи и обязательно уточняет: - Религия включает в себя обычай, а обычай есть выражение естественной жизни народов. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, специально создаются человеком против человека. И в силу этого неправомерны, поскольку они не основываются на естественном источнике - обычае и религии.

Политическое и законодательное оформление "джамахирийской" системы создавало лишь надстройку нового здания на старом фундаменте. Экономическая структура оставалась в своей основе той же, что существовала до провозглашения Джамахирии. Ливийское руководство осознавало это достаточно отчетливо и вело активную подготовку для наступления и на экономическом фронте. Внедрение "джамахирийских" принципов в этой сфере проводилось длинным путем сложных экспериментов, сопровождавшихся не менее длинным рядом проб и ошибок.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип "самоуправления в экономике" В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг "Партнеры, а не наемные работники", нашел теоретическое обоснование во второй части "Зеленой книги" и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.