Однако душа отца Германа хотела уединения, и, испытав его в различных послушаниях, настоятель Назарий отпустил Германа на жительство в пустынь.
Пустынь, которую выбрал себе отец Герман, находилась в глухом лесу, примерно в двух километрах от монастыря. И до настоящего времени это место называется «Германово поле» (3). Все иноки, ушедшие в пустынь, были строгие подвижники, постоянно совершающие молитвы и довольствующиеся самой скудной пищей. Только по Великим праздникам они приходили в монастырь, чтобы поучаствовать в общем богослужении и разделить трапезу. Так проводил жизнь в пустыне и преподобный Герман.
До 1793 г. о. Герману предлагали сан иеромонаха, а затем даже архимандрита с назначением главой Пекинской православной миссии. Еще раз сан иеромонаха ему предложили в 1808 году, но и тогда он отказался, так и оставаясь до конца своих дней монахом. Десять лет провел о. Герман в Валаамской обители в беспрерывных подвигах поста и молитвы (3). Своим служением на Валааме Герман был основательно подготовлен к многотрудной подвижнической жизни на Аляске (4).
Это было время расширения пределов России. С открытием новых земель обнаружилась необходимость просветить их обитателей христианской верой. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященнейший митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было десять человек, в числе их и отец Герман (1).
Преподобный Герман сразу добровольно изъявил желание ехать в Америку. Миссия, состоявшая из шести иноков и четырех послушников, отправилась из Санкт-Петербурга в Иркутск в декабре 1793 года. В Иркутске братию встретил купец Г.И. Шелихов, который вручил архимандриту Иоасафу, возглавлявшему миссию, план церкви, которую предстояло построить на Кадьяке, а также церковную утварь, одежду и продовольствие на несколько месяцев. Из Иркутска до Кадьяка путь был далек. Только 13 августа 1794 года из Охотска иноки отправились на Судне «Три святителя» до места назначения, куда прибудут в сентябре 1794 года. «Прибыли они в день преподобного Сергия, печальника Русской земли… Прибыли первые миссионеры-монахи Валаамские и среди них первые святые Америки: Герман, Первомученник Ювеналий, Первосвятитель Иоасаф..» (5).
Уже к лету 1795 года члены миссии крестили около шести тысяч человек и обвенчали более тысячи пар – практически все население Кадьяка и ближайших к нему островов(3). С 1807 года отец Герман стал возглавлять Кадьяковскую миссию. «Я нижайший слуга здешних народов и нянька», - так писал Герман в Александро-Сергиевскую лавру. Он учит, лечит, защищает от купцов-хищников алеутов. Авторитет его с годами становится весьма высок, а имя – известным в далеких местах американского севера (7). Алеутские индейцы почитали старца Германа святым еще при жизни. Отец Герман жил в убогой хижине, носил подрясник из оленьей шкуры и спал на скамье, подкладывая под голову кирпичи вместо подушки (7).
Жизнь на Кадьяке постепенно налаживалась, а о. Герман с каждым годом все больше и больше тяготился мирским общением. Он принял решение - уединиться, оставив управление школой монаху Иоасафу, сам переселился на необитаемый остров Еловый. Впоследствии этот остров будет назван Новым Валаамом.
Долгое время на острове о. Герман жил один проводя все дни «в подвигах духовных». Постепенно у о. Германа появились и свои ученики, его навещали и местные жители – алеуты, обращаясь к нему за советом. Полностью посвятив себя служению Господу, вдали от родины, среди многообразных скорбей и лишений, десятки лет проведя в высоких подвигах самоотвержения, преподобный Герман сподобился многих сверхъестественных даров от Бога (3).
Сохранились предания, согласно которым отец Герман предотвратил однажды лесной пожар на Еловом острове, а в другой раз – наводнение (7). Описаны множество случаев прозорливости и предвидения будущего. Так, во время встречи с Ф.П. Врангелем в 1834 году последний писал под диктовку старца письмо, так как сам отец Герман уже писать не мог. Когда письмо было написано и прочитано, отец Герман поздравил барона с чином адмирала, который он должен был получить в скором времени (1). И действительно новый чин он получит через два года.
Примерно за два года старец предсказал и свою смерть (7). Умер святой старец в тот день, который сам назвал 13 декабря 1836 или 1837 года. Опять в различных источниках встречаем несоответствие. С.Корсун и Ю. Львунин упоминают 1836 год, Ю. Юрасов и Жития святых называют 1837 год. В процессе исследования нам попался документ, который дает точные даты жизни Германа Аляскинского – это «Послание Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского, Первоиерерарха Русской Православной Церкви за границей о прославлении преподобного и богоносного отца нашего Германа Аляскинского». В этом документе автор, опираясь на сведения людей, занимавшихся сбором информации о Германе Аляскинском практически сразу после его смерти, точно называет даты жизни Преподобного сопоставляя его жизнь с жизнью его современника – преподобного Серафима Саровского (см. Приложение 5). «Герман – современник преподобного Серафима, года на три старше, четырьмя годами переживший…» (3).
В Житиях Святых о Серафиме Саровском указаны следующие даты его жизни «Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в древнем Курске… а утром 2 января 1833 года старец иеромонах Серафим был найден коленопреклоненным, с крестообразно сложенными на груди руками, перед иконой Божьей матери «Умиление»; его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя» (1). Простое математическое действие приводит к определению точной даты жизни Германа Аляскинского – 1757 – 1837гг. По всей вероятности - это наиболее точная дата жизни Германа Аляскинского.
После смерти о. Германа, который оставался всю жизнь монахом, память о нем не проходила. Все больше и больше людей приходили на его могилу. Для православных на Аляске о. Герман – заступник перед Богом и людьми, олицетворение их веры. Люди не только из Америки, но из-за границы совершают паломничество на Еловый. Они берут воду из ручья, уверенные в ее целительной силе от всяких хворей, увозят горсти земли с того места, где долгие годы находилась могила старца. Каждая православная семья на Аляске хранит икону Св. Германа. В городе Кадъяке уже давно действует семинария святого Германа. В 1970 году Герман Аляскинский был канонизирован русской православной церковью, ставшего первым православным святым в Западном полушарии (4) (см. Приложение 6).
Сейчас братство его имени пытается довести до сведения всех желающих биографию своего патрона и небесного покровителя, а также всех тех, кто принял участие в создании православной миссии в далекой Америке. Ковчег с частицей святых мощей преподобного Германа хранится в алтаре Покровского храма Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова (2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здесь представлены первые наши исследования о жизни и деятельности великого подвижника и святого, нашего земляка Германа Аляскинского. Он навечно вписал свое имя в историю Русской Америки и Русской Православной Церкви. К сожалению, информации из доступных источников оказалось не так уж и много. Открытым остался вопрос о связи Германа и Сретенского храма. Наша работа будет продолжена. Мы надеемся на помощь тех, у кого есть любые сведения по интересующей нас теме, а наши запросы в Америку не останутся без ответа. Тогда имя Германа Аляскинского, нашего земляка, будет больше почитаемо не только за океаном, но и в родном Отечестве.
Список литературы
1. Жития Святых. – Сретенский монастырь, 2000. – С.347 - 363, С. 364-370.
2. Историческая энциклопедия. Серпухов Православный. – Серпухов, 2003. Электронная версия (CD -ROM).
3. Корсун С. Преподобный Герман Аляскинский. Жизнеописание. – М.2005. – С.10, 14, 16, 17, 19, 27, 96, 142.
4. Львунин Ю. - Народная газета. – 1999. – 4 сентября.
5 . Русский паломник.- Валаамское общество Америки, 1991. – С. 10, 12.
6. Словарь. Христианство. – М. Издательство «Республика». 1994. С.103.
7. Юрасов Ю. – Подмосковье. -1991. -16 марта.
***
РЕЦЕНЗИЯ
Автор выполнил интересное исследование на основе привлечения широкого круга источников, в том числе из зарубежных хранилищ. Работа структурирована, включает: введение, основную часть, заключение, список изученной литературы. Определена цель, задачи, предмет и объект исследования, предприняты попытки назвать методы исследования, что, впрочем, не вполне удалось автору. Работа содержит обзор использованных источников, в тексте указаны ссылки на использованные труды (к сожалению, без указания листов).
Автору удалось в основном реализовать цели и задачи исследования, в заключении на основе результатов исследования сформулировать и аргументировать выводы. С большим тщанием на основе применения сравнительного метода проведен источниковедческий анализ достоверности данных о датах жизни Германа Аляскинского. Работа свидетельствует о самостоятельности и творческих способностях автора, его гражданской позиции, основанной на традиционных началах русской культуры.
Все это позволяет положительно оценить представленную исследовательскую работу. Вместе с тем, должна обратить внимание автора на необходимость тщательной синтаксической выверки текста, устранения в нем некоторых описок. Что касается методов исследования, то названные в работе формулировки не относятся к методам. В качестве методов, использованных, но не названных автором, можно предположить применение им методов: сравнительного (сопоставительного) анализа, методов описания, интервьюирования и др.
Думается, что это дело вполне восполнимое. Работа, безусловно, может быть использована в просветительских целях в семье и школе, в лекционной, экспозиционной работе.
Хочу поздравить автора с выполненной исследовательской работой и пожелать дальнейшей творческой работы на ниве служения Отечеству, возвращения в национальную память народа имен истинных героев, гениев духа, каковым был и Герман Аляскинский.
Рецензент: Иноземцева З.П., кандидат исторических наук.