Смекни!
smekni.com

Герман Аляскинский – наш земляк (стр. 1 из 2)

Работа лауреатов I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению

Введение

Цель работы: на основе самостоятельно проведенных исследований познакомиться с жизнью и деятельностью Преподобного Германа Аляскинского и определить точные даты его жизни.

Задачи:

• Изучить и сопоставить различные источники светской и духовной литературы по спорным вопросам жизни Германа Аляскинского;

• Проследить жизненный путь Германа Аляскинского.

Предмет исследования: даты жизни Преподобного Германа Аляскинского

Объект исследования: жизненный путь Германа Аляскинского.

Методика проведения исследования: теоретическое исследование светской и духовной литературы, встречи с представителями духовенства и научными сотрудниками в соответствии со структурой АШ ДНВ.

Обоснование темы исследования:

Серпухов – один из красивейших городов России. Древний. Православный. Многоликий. Гордый. Непокоренный. Город с богатейшей историей. Он относится к историческим городам Подмосковья. Здесь находятся известные духовно-религиозные центры России – Высоцкий Зачатьевский и Владычный Введенский монастыри. Как и многие лета назад главными особенностями города являются холмы, как природный ландшафт и большое количество храмов. По описаниям современников Серпухов в начале ХХ века – это небольшой, но очень красивый город. «Красота его такая святая, русская…. Расположен он на холмах, и, кажется, нет в нем ровного места. Каждый холм освящен высящейся на нем церковью»,- писал митрополит Иоанн Снычев. Историю творят люди. А много ли мы знаем личностей, которые, так или иначе, имели отношение к Серпухову?

Сегодня, когда очень быстро меняется облик города, вновь возрождаются исторические традиции, разрабатываются маршруты православно краеведения, восстанавливаются и реставрируются храмы необходимо вспомнить и о людях, которые связаны с жизнью нашего города и стали известными далеко за его пределами.

В стратегическом плане развития города Серпухова до 2015 года отмечено, что «важной задачей является сохранение традиций культурного наследия для будущих поколений и преумножение культурных ценностей города». В соответствии с этой задачей администрации города идет работа и в нашей школе. Очень важно для каждого человека знать историю своего родного края. И начинать изучать ее надо именно с истоков рождения города, основных этапов его развития. А история города неразрывно связана с духом, духовностью, душой как неотъемлемой частью нашего миропонимания. В прошлом учебном году, изучая Сретенский храм, который находится рядом со школой, мы узнали о нашем земляке, первом православном святом в Новом Свете – Германе Аляскинском.

К более внимательному изучению его судьбы нас подтолкнуло обращение в город Серпухов братства преподобного Германа Аляскинского, с просьбой оказать помощь в выяснении обстоятельств его жизни. По словам краеведа нашего города Ю. Юрасова место, где жил и молился Господу Преподобный Герман был храм Сретения Господне (2). Мы решили собрать об этом святом всю информацию, которая имеется в нашем городе.

Краткая характеристика источников:

Основные источники, которыми мы располагали, были следующие: иллюстрированный журнал «Русский паломник», одна из статей которого посвящена Святому Герману Аляскинскому, и книга Сергея Корсуна «Преподобный Герман Аляскинский», где на основе воспоминаний современников и архивных материалов рассказывается об истории жизни первого православного святого Америки.

Использовали и энциклопедические данные: историческая энциклопедия «Серпухов Православный», Соломатин Ю.В., Соломатин М.Ю., электронное издание, которое помогло нам в выборе темы исследования.

Познакомились с духовной литературой: словарь «Христианство», в котором дана краткая характеристика деятельности Германа Аляскинского и «Жития Святых», чтимых православной церковью.

Обратившись в краеведческий отдел библиотеки им. А.П. Чехова, нам смогли предложить только несколько газетных вырезок о нашем земляке из местной периодической печати. Запрос в СИХМ (Серпуховский историко-художественный музей) о Германе Аляскинском вновь вернул нас в краеведческий отдел.

Тогда, понимая, что источников для полноценного исследования не достаточно, мы отправили запрос через Интернет в Америку к братству его имени и в монастырь Троице- Сергиеву пустынь, который находится около города Санкт – Петербурга.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Русская Америка

Русская Америка – так неофициально называется часть Американского континента, открытая российскими мореплавателями В.Берингом и А.Чириковым в 1741 году. Эти земли по праву первооткрытия попали под юрисдикцию России и до 1867 года входили в ее состав (Аляска, часть Северной Калифорнии, Алеутские острова).

За это время русскими было сделано очень многое. Исследованы и нанесены на карту неизвестные земли, основаны крепости и форты, заложены поселения, установлены торговые отношения с индейцами. Распространилось православие, были обращены в христианство алеуты, эскимосы и индейцы-тлинкиты. Была составлена азбука для жителей Алеутских островов, и напечатаны первые книги на их языке. Организован регулярный промысел морского зверя и даже открыто золото. Таким образом, усилиями русских были созданы многие материальные, духовные и культурные ценности. Это часть нашей истории, о ней нельзя забывать. Имя нашего земляка – преподобного Германа Аляскинского связано и с историей России конца XVIII – начала XIX веков. Науке известны два письма Германа настоятелю Валаамского монастыря с любопытными сведениями о первых русских поселениях на Аляске (6).

В конце XVIII века начинается освоение этих территорий русским купцом Г.И. Шелиховым. В 1798-1799 годах была создана Российско-Американская компания (РАК), получившая от императора Павла I монопольное право на торгово-промысловую деятельность в Северо-Западной Америке и управление этими землями. Во главе компании был поставлен каргопольский купец А.А. Баранов, находившийся на этом посту до 1818 года (4).

Осознавая необходимость обращения коренного населения Америки в православную веру, Г. Шеликов обратился с прошением о посылке на Аляску духовного лица для распространения православия и просвещения местных жителей. 13 мая 1793 года после рассмотрения дела Екатериной II последовал ее указ, разрешающий построить церковь на Аляске. К осени того же года была сформирована духовная миссия во главе с иеромонахом Валаамского монастыря на Ладожском озере Иоасафом. В состав миссии был включен и самый молодой ее участник монах Герман (4).

Жизнь и деятельность Германа Аляскинского

Дошедшие до нас сведения о начале жизненного пути весьма скудны. В его биографии очень много «белых пятен», устранением которых необходимо заниматься. Возможно, наше исследование даст некоторые ответы на спорные вопросы.

Первые же строки о жизни Преподобного Германа Аляскинского указывают на расхождения в дате его жизни в статьях и книгах разных авторов.

Точно установлено, что преподобный Герман родился в середине XVIII века в купеческой семье в городе Серпухове. Изучая статью Ю. Юрасова, мы заметили некоторые несоответствия в датах. Так дата рождения Германа указывается -1756 год, и тут же говорится о праздновании 100-летия преподобного Германа Аляскинского в 1857 году в Спасо-Преображенском монастыре на Валааме (7).

Это могла быть опечатка, но с такими же расхождениями мы столкнулись, читая другие источники о Германе Аляскинском. Может быть не внимательно изучены первоисточники? Так, когда же родился наш земляк? Какая дата его жизни является верной? В данной работе мы попытаемся дать ответы на поставленные вопросы.

Для выяснения даты рождения мы тщательно изучили все имеющиеся источники. В словаре «Христианство» даты жизни Германа Аляскинского определены так – 1757 – 1837гг. (6). В статьях Ю. Юрасова год рождения – 1756г, Ю. Львунина - 1757 год. В духовной литературе - очень осторожно называется дата рождения преподобного Германа. В журнале «Русский паломник» сказано так: «Родился Преподобный Герман в Серпухове в благочестивой купеческой семье вероятно в 1758 году, или немного раньше» (5). У С. Корсуна указывается дата рождения 1756 или 1757 года. А Жития Святых называют 1758 год. Так, когда же надо отмечать 250- летие со дня рождения Святого Германа Аляскинского?

Попробуем проследить жизненный путь преподобного, чтобы путем соответствия событий найти правильный ответ на поставленный вопрос. По ходу изучения источников мы смогли устранить некоторые «белые пятна» в жизни Германа Аляскинского.

В журнале «Русский паломник» и книге С.Корсуна мы находим сведения о мирском имени и фамилии Германа Аляскинского. Вероятно, его мирское имя - Герасим Иванович Зырянов (3). Это имя было установлено по записям его близкого друга и сподвижника по Сарову, впоследствии Архимандрита Феофана. Михаил Зиновьевич Винокуров, архивист Вашингтонской Библиотеки конгресса, утверждает на основании церковных метрических книг в Кадъяке, что преподобный Герман официально усыновил креола мальчика Герасима, и дал ему свое полное имя Герасим Зырянов (5).

Семья преподобного Германа была весьма благочестивая. Детство и юность провел он в родном городе. «Детство его проходило под сенью Высоцкой Афанасьевой обители и духовным покровом Преподобного Сергия» (5). С ранней юности отец Герман возымел великую ревность к благочестию и «уже с 12-тилетнего возраста видим его в Саровской Пустыни, живущим в дремучем саровском лесу в келии старца-подвижника Варлаама» (5). В 16 лет он уходит на послушание в небольшой монастырь Троице-Сергиеву пустынь, что располагалась на берегу Финского залива у самого Санкт-Петербурга. Здесь он провел не менее пяти лет и однажды, тяжело заболев, получил чудесное исцеление от Божьей матери (4). Там же он принял иноческий постриг (3). С 1782 года в числе новой братии монах Герман прибыл на Валаам, который был восстановлен как монастырь в 1781 году. Вот, что вспоминал о жизни отца Германа на Валааме его современник, впоследствии игумен Валаамский, отец Варлаам: «Отец Герман проходил здесь различные послушания…, и был, посылаем в город Сердоболь для надзора за работами при производившейся там мраморной ломке. Любили братия о. Германа и с нетерпением дожидались его возвращения из Сердоболя в обитель» (3).