Карпов А. Ю.
Давыд Игоревич (ум. 1113), князь Владимиро-Волынский, Дорогобужский. Активный участник и инициатор междоусобных войн русских князей в конце XI в.
Сын владимиро-волынского, а затем смоленского князя Игоря Ярославича († 1060), внук Ярослава Мудрого.
После смерти отца остался на положении князя-изгоя, лишенного удела. По сведениям, приводимым В. Н. Татищевым (их достоверность не подтверждена), получил от своего дяди, великого князя Киевского Всеволода Ярославича, город Туров. По другим данным, пребывал во Владимире на Волыни, у своего старшего двоюродного брата князя Ярополка Изяславича.
18 мая 1081 г. вместе с князем Володарем Ростиславичем бежал в Тьмуторокань и изгнал отсюда Ратибора, посадника князя Всеволода Ярославича. В 1083 г. в Тьмуторокань вернулся из Византии князь Олег Святославич, княживший здесь ранее. Он захватил Давыда и Володаря, но затем отпустил их на Русь.
По сведениям того же Татищева, около 1084 г. Давыд, соединясь с Володарем и его братом Васильком Ростиславичами, изгнал Ярополка из Владимира-Волынского. Ярополк обратился за помощью к Всеволоду Ярославичу, и тот послал против князей своего сына Владимира Мономаха. Мономах изгнал Давыда и Ростилавичей и вернул город Ярополку. Именно с этими событиями Татищев связывает известный по летописи грабительский набег князя Давыда Игоревича на город Олешье в устье Днепра, на важном торговом пути, соединяющем Русскую землю с Византией.
По летописи, в 1084 г. Давыд напал у Олешья на «гречников» (т. е. купцов, которые вели торговлю с Византией) и отнял у них «все имение». Всеволод Ярославич, послав за Давыдом, привел его на Русь и, «довольно за его так многие безпутства наказав словесно» (слова Татищева), передал ему во владение город Дорогобуж (на Волыни).
Давыд Игоревич не оставил своих притязания на Владимир-Волынский, на который он, очевидно, претендовал как на свою «отчину», и даже сумел получить этот город, но лишь на короткое время. В 1085 г. волынский князь Ярополк Изяславич начал войну против киевского князя Всеволода Ярославича. Причиной его выступления, по сведениям (или догадке?) Татищева, стала передача Давыду Дорогобужа, на который претендовал сам Ярополк. По приказу Всеволода на Волынь двинулись полки князя Владимира Мономаха, и Ярополку пришлось бежать из пределов Руси. Во Владимире же Мономах посадил на княжение Давыда Игоревича.
Годом позже Ярополк вернулся на Русь, заключил мир с Всеволодом и его сыном и вновь сел на княжение во Владимире. Однако 22 ноября 1087 г. Ярополк был убит (как полагали, убийцами, подосланными князьями Ростиславичами — недавними союзниками Давыда). Очевидно, что тогда же Давыд вновь получил Владимир-Волынский (определенно об этом сообщает Татищев). Во всяком случае, летопись называет его владимиро-волынским князем под 1097 г. и особо отмечает, что этот город Давыд получил от Всеволода († 1093).
Вероятно, тогда же испортились отношения между Давыдом и князьями Ростиславичами, Володарем и Васильком, княжившими в соседней Галицкой земле. Татищев сообщает о том, что Ростиславичи разоряли Давыдову волость, на что князь жаловался Всеволоду Ярославичу. По сведениям, приведенным также лишь в «Истории Российской» В. Н. Татищева, Давыд Игоревич участвовал в походах русских князей в Польшу (1088 г.) и на греческий город Корсунь в Крыму (1095), а в 1096 г. вместе с Владимиром Мономахом и Святополком Киевским осаждал город Стародуб, в котором затворился князь Олег Святославич Черниговский.
В 1097 г. вместе с другими князьями Давыд участвовал в Любечском съезде русских князей; по заключенному тогда договору за ним был закреплен город Владимир-Волынский (В. Н. Татищев прибавляет к этому также «Луцк по Горынь»). Князья договорились о совместных действиях: «Да ныне отселе будем в одно сердце и будем блюсти Русскую землю; каждый да держит отчину свою» и целовали на том крест. Однако случилось так, что именно действия Давыда Игоревича привели к немедленному нарушению Любечского мира и положили начало кровопролитной междоусобной войне.
Вместе с князем Святополком Изяславичем Киевским Давыд отправился из Любеча в Киев. Здесь, по наущению своих мужей Туряка, Лазаря и Василя, он стал подговаривать Святополка против князя Василька Ростиславича Теребовльского: якобы Василько объединился против них с князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом и они намереваются отнять их владения — у Святополка Киев, а у него, Давыда, Владимир-Волынский. При этом Давыд открыто обвинял Ростиславичей в гибели Святополкова брата Ярополка Изяславича в 1087 г. 4 ноября 1097 г. Василько также прибыл в Киев (направляясь домой из Любеча). 5 ноября он был приглашен к Святополку и предательски схвачен на княжеском дворе. На следующий день Давыд, опасаясь нерешительности Святополка, увез Василька в ближний к Киеву город Белгород и там злодейски ослепил его, после чего перевез едва живого князя во Владимир-Волынский, где посадил под стражу.
Известие об этом неслыханном преступлении стало причиной новой войны: Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи двинули войска против Святополка; Святополк отрекся от преступления, обвинив во всем одного Давыда Игоревича. Князья согласились примириться со Святополком при условии, что он начнет войну против Давыда. Давыд, в свою очередь, попытался заручиться поддержкой Василька, которого держал в плену у себя во Владимире, предложив ему некоторые волости (Всеволож, Перемышль или Шеполь), но не Теребовль.
В начавшейся междоусобной войне русские князья преследовали исключительно свои корыстные цели, то и дело меняя союзников и вступая в различные коалиции друг с другом. После Пасхи 1098 г. (пришедшейся на 28 марта) Давыд двинулся к Теребовлю, желая занять его. Однако у Бужска его встретил Володарь, брат Василька; Давыд не решился на битву и затворился в Бужске. Володарь добился выдачи Василька, после чего между князьями был заключен мир, а Давыд вернулся во Владимир. Той же весной Володарь и Василько начали войну против Давыда, приступом взяли город Всеволож и перебили в нем жителей. Давыд затворился во Владимире. Подступив к городу, братья потребовали выдачи Туряка, Лазаря и Василя. Под давлением горожан Давыд выдал Лазаря и Василя (Туряк бежал к Киеву), после чего между князьями был заключен мир. В последующих событиях Давыд Игоревич и князья Ростиславичи выступают уже как союзники друг друга.
Между тем войну с Давыдом начал его прежний союзник Святополк Изяславич Киевский, как оказалось, сам претендовавший на волынские и галицкие земли. Узнав об этом, Давыд обратился за помощью к польскому князю Владиславу I Герману (1079—1102), но поляки обманули его: взяли у него 50 гривен золота, а сами вступили в переговоры со Святополком. Давыд затворился во Владимире. Святополк осаждал город в течение семи недель и вынудил Давыда покинуть его. 9 апреля 1099 г. Святополк вошел во Владимир, а Давыд бежал в Польшу.
На этом, однако, военные действия не закончились. Святополк начал войну с братьями Ростиславичами, намереваясь отнять у них Галицкую землю. В битве на Рожне поле (у Звенигорода Галичского) войско Володаря и Василька Ростиславичей нанесло сокрушительное поражение Святополку. Тот отступил к Владимиру, оставил в нем своего сына Мстислава, другого своего сына Ярослава послал за помощью к венграм, а сам ушел в Киев. Венгерское войско вместе с князем Ярославом Святополчичем осадило Перемышль, в котором затворился князь Володарь Ростиславич. Там же находилась и жена Давыда Игоревича, оставленная им у своего теперешнего союзника. Сам Давыд к тому времени возвратился из Польши. Он сумел найти себе нового сильного союзника — половецкого хана Боняка, в предшествующие годы не раз разорявшего русские земли. По словам летописца, у Давыда было всего 100 человек, у Боняка — 300, и тем не менее они решили напасть на венгерское войско, насчитывающее будто бы 100 тысяч человек (явное преувеличение). В битве у Перемышля венгерское войско было почти полностью истреблено; по сведениям того же летописца, здесь погибло до 40 тысяч венгров. Давыд занял Червен и Сутейск и осадил Владимир-Волынский, в котором затворился Мстислав Святополчич. Осада отличалась ожесточенностью: Давыд «часто приступавше»; жители же города отбивались, так что «идяху стрелы, акы дождь». Одной из стрел насмерть был поражен находившийся на городской стене князь Мстислав Святополчич. Святополк послал против Давыда своего воеводу Путяту; к нему присоединился и луцкий князь Святослав (Святоша) Давыдович, будущий князь-инок и почитаемый святой. Между прочим, Давыд прежде заключил договор со Святошей, однако луцкий князь нарушил соглашение и схватил Давыдовых мужей. 5 августа 1099 г., в полдень, Путята внезапно напал на войско Давыда, расположившееся у Владимира-Волынского. Давыд и его воины в это время, по русскому обычаю, почивали, так что оказались полностью беззащитны. Давыд бежал в Половецкую землю, где вновь встретился с Боняком. Объединенное русско-половецкое войско двинулось к Луцку, осадило город и вынудило Святошу уйти в Чернигов к отцу. Давыд занял Луцк, откуда двинулся к Владимиру-Волынскому. Оставленный Путятой посадник князя Святополка Изяславича бежал из города, и так Давыд вновь захватил Владимир.
Однако его последнее княжение во Владимире продолжалось менее года. 30 августа 1110 г. в Витичеве состоялся съезд князей, на который был вызван и Давыд. Он сам просил князей принять его: «Хочу, братья, придти к вам и пожаловаться на свои обиды» — такие его слова, обращенные к князьям, приводил на съезде князь Владимир Всеволодович Мономах. Однако сформулировать свои «обиды» перед всеми князьями Давыд не смог. Старшие князья — Святополк Киевский, Владимир Мономах и Олег и Давыд Святославичи — держали совет относительно будущей судьбы Давыда, однако сам Давыд на этот совет допущен не был. В итоге князья решили отобрать у Давыда Владимир, «потому что, — как было сказано ими, — вонзил ты нож в нас, чего не было в Русской земле». Давыду были оставлены Бужск, Острог (если это не один город — Бужский Острог), а кроме того, Святополк передал ему Дубен и Черторыйск на Волыни, а Владимир Мономах и князья Святославичи — по 200 гривен: своего рода отступное за отказ от любечских соглашений, скрепленных их крестным целованием. Позже Святополк передал Давыду еще один город на Волыни — Дорогобуж, в котором Давыд и стал княжить.