Смекни!
smekni.com

Блаженная странница (стр. 2 из 2)

- Как так? - изумилась девушка. - У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит!

- Иди, иди! - настаивала блаженная.

И что же, послушались вдова с дочерью, отправились на Охту, увидели похоронную процессию, присоединились к ней, были на отпевании, потом на погребении. У молодого доктора скончалась от родов жена. Когда народ с кладбища почти разошелся, Голубевы увидели вдовца, рыдавшего над свежим могильным холмом. Только они подошли, он потерял сознание и упал им на руки... Так вот они и познакомились. Девушка вышла за этого доктора замуж и прожила с ним счастливо до старости. Детям своим супруги завещали хранить и беречь могилу блаженной Ксении на Смоленском кладбище.

Удивительно было видеть петербуржцам накануне Рождества Христова 1761 года блаженную Ксению взволнованной, бегающей по улицам с криком: "Пеките блины! Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!" И многие заволновались, гадая, что такое грядет... А на другой день скончалась императрица Елизавета Петровна, и ее действительно оплакивала вся Россия.

За три недели до гибели злосчастного императора Иоанна Антоновича - узника Шлиссельбургской крепости - блаженная Ксения начала целыми днями плакать. Видя ее горько рыдающей, прохожие спрашивали:

- Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?

- Там кровь, кровь, кровь! - отвечала блаженная. - Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь!

И еще сильнее плакала.

А потом пришла весть о попытке караульного офицера Мировича освободить заточенного, провозгласить его императором и свергнуть отнявшую царский трон у своего супруга, императора Петра III, Екатерину. Во время столкновения в Шлиссельбурге группы Мировича с офицерами, оставшимися верными Екатерине, Иоанн Антонович был убит.

Это только очень немногое, что мы знаем. Но нет сомнений, что Господь все будущее России открывал рабе Своей блаженной Ксении. Мы не знаем, о чем молилась она ночи напролет в поле, согреваемая в мороз Духом Святым, но вряд ли не молилась она о всем русском народе, о России. Может быть, благодаря ее заступничеству Господь смягчил многие кары, заслуженные нами за бесчисленные грехи наши. Да, много народ наш перенес страшных бед, но, может, он и жив сегодня благодаря молитвам таких подвижников, как блаженная Ксения. Почти вся духовная жизнь ее осталась для нас неизвестной. И все же есть то малое, по которому мы можем судить, - это часть огромного, святого, Божиего! Есть чудеса, которые об этой святости свидетельствуют. Есть вера народная - неутихающая, упорная, не зависящая ни от каких событий. Есть любовь народа к блаженной Ксении Петербургской...

Она пережила события, потрясшие русские души, - страшное петербургское наводнение 1777 года (которое, кстати сказать, уничтожило в храмах и архивах многие документы, в том числе и связанные с жизнью самой Ксении), убийство императора Павла... И если люди, слышавшие о том, что происходит, не все понимали и о многом могли лишь гадать, то блаженная Ксения знала все - конечно, и то, что молодой император Александр I участвовал в заговоре против отца. Нелегко все знать. И сколько она пролила горьких слез, один Господь ведает.

Вместе со всеми молитвенниками земли Русской блаженная Ксения неустанно возводила молитвенное здание России, ее духовный образ, бессмертный, как душа человека, устремленный в ту таинственную Божественную высь, которая если и видится, то не телесными, а духовными очами. Но великая подвижница хотела положить часть своего труда и в земное здание Церкви. Когда начали строить на Смоленском кладбище в Петербурге церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, блаженная Ксения тайно, по ночам, приходила сюда работать. Как заправский каменщик, она нагружала кирпичами деревянную "козу", взваливала ее себе на спину и несла по дощатому трапу на верх строившейся стены. Это труд очень тяжелый, для женщины непосильный. Но блаженная трудилась каждую ночь, делая для каменщиков запас на день. Они, приходя утром, с удивлением видели, что кто-то проделал за них тяжелейшую часть работы. Ясно было, что это делал добрый человек... Но когда узнали, что в строительстве храма приняла участие Ксения - "Андрей Федорович", то работа так и закипела у них в руках и радостно стало им. Блаженной было в то время более шестидесяти лет. Храм на Смоленском кладбище был освящен в 1796 году.

Автор статьи о блаженной Ксении в IX томе "Русского биографического словаря" (1903) считает, что великая подвижница духа скончалась в 1803 году. О ее кончине и погребении не сохранилось сведений. Но известно, что отпевание ее совершено было в церкви святого апостола Матфия, там, где она, очевидно, и венчалась с Андреем Федоровичем, да и всю жизнь свою она провела в округе, прилегающей к этому храму. Отсюда гроб ее принесен был на Смоленское кладбище.

Похороны блаженной Ксении были, вне всякого сомнения, многолюдными. Об этом можно догадываться хотя бы по тому, что холм над ее могилой быстро разбирался ее почитателями. Насыпали новый - и с ним происходило то же самое. Землица и песочек с ее могилки были целебными... Когда на могилу положена была мраморная плита - и ее постепенно раскрошили и унесли добрые люди, считавшие блаженную Ксению своей заступницей пред Богом.

Несколько раз возобновлялась плита с надписью: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте погребено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего Андрея Феодоровича, в ранге полковника, осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась "Андрей Феодорович". Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души. Аминь!"

Многие клали на плиту деньги, которыми пользовались нищие. Затем могила блаженной была обнесена оградой, на которую прикрепили кружку для пожертвований на строительство часовни. Когда их набралось достаточно, над могилой выстроили часовню из камня. С западной стороны вела в нее железная дверь с надписью на ней: "Раба Божия Ксения". В часовне было два окошечка, и на восточной стене - дубовый иконостас с большой иконой Распятия и множеством других образов. Посредине над святыми мощами блаженной (они оставались под спудом) - мраморная рака. После 1902 года к часовне с западной стороны была пристроена застекленная галерея, где священники храма в честь Смоленской иконы Божией Матери служили заказные панихиды по блаженной Ксении. Панихид было много - весь день совершались они одна за другой. Люди шли сюда нескончаемым потоком, и не только петербуржцы, но и со всех концов России. Так, еще не будучи прославленной Церковью во святых Божиих, блаженная Ксения была прославлена народом.

Обильна была молитвенная помощь Ксении всем, кто с верою прибегал к ней... Сотни рассказов о чудесных исцелениях, о явлениях блаженной больным и несчастным передавались из уст в уста.

В послереволюционные годы часовня была закрыта советскими властями, иконы оттуда убрали и устроили в ней какую-то мастерскую, где стоял даже бюст "Ильича". Но православные люди все равно шли к блаженной заступнице, припадали к наружным стенам часовни, оклеивали их своими записками-просьбами о молитвенной помощи... Долгое время не было доступа к могиле Ксении. Трудами митрополита Алексия, ныне Святейшего Патриарха Московского, часовня восстановлена. Служатся в ней уже не панихиды, а молебны, так как в июне 1988 года Поместным Собором Русской Православной Церкви, посвященным 1000-летию Крещения Руси, блаженная Ксения Петербургская была прославлена в лике святых.

Святая Церковь в день памяти блаженной Ксении Петербургской воспевает такие слова: "Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием".