Смекни!
smekni.com

К.Н. Вентцель (стр. 2 из 2)

Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, Вентцель исключительное значение уделял нравственному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил мысль о том, что сущность нравственного воспитание должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны кик бы “произрос тать” изнутри каждого ребенка. Сходных взглядов Вентцель проезживался и относительно религиозного воспитания. Он был убежден что ни одна религия, никакие религиозные воззрения в принципе не могут извне навязываться ребенку, что религиозны?, убеждения могут и должны формироваться исключительно на основе литого.

Именно в этом направлении развитии своей идеи один из наиболее интересных и оригинальных мыслителей той эпохи антропософии и всемирно известный Рудольф Штейнер. Вальдорфская педагогика, провозгласила своей целью воспитание человека новой душевностью и духовностью. Она явило собой своеобразный эзотерический вариант модели свободного воспитания. Вальдорфскоя педагогика своего глазного принципа провозгласила свободу, стремясь, который сам и является главным источником для формирования ноли, содержания и способов образования, к свободному самоопределению. При этом и ребенок, и его развитие, и педагогическое руководство этим процессом воспринимались в контексте многообразных конкретных метаморфоз (трансформаций) различных жизненных и духовно-душевных сил, социальных и природных процессов, рассматриваемых в космическом единстве. Все эго лишь подтверждает тот факт, что Вентцель развивал свои идеи, двигаясь в русле поиска мировой педагогической мысли.

Вентцель в явной форме органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, возвращаясь к нему в своем творчестве.

А действительность так отличалась от его мечты! В 1936 г. он записал в своем дневнике: “Уж слишком меня удручает окружающая действительность, являющая собой не жизнь, а какие-то сумерки жизни, это всеобщее идолопоклонство, всеобщее затмение умов, эта стадность, раболепие и беспредельная, развившаяся широким потоком ложь и лицемерие. На наших глазах разыгрывается какой-то фарс, чтобы ослепить, поразить, вызвать изумление, и даже умные люди это не замечают и принимают его за что-то серьезное”

Последний всплеск надежды что-то изменить в окружающей -эго общественной жизни 80-летний мечтатель пережил в связи с публикацией проекта Конституции 1936 г. Он пишет письмо в редакцию “Известий”, в котором предлагает построить систему образования в духе идеи авто-номии и свободы, организации самоуправления школы на всех ее ступенях во избежание всякого давления на нее государственных структур. Чрезвычайно «актуальными» в то время, конечно же, были и предложения Вентцеля, связанные с предоставлением “права свободной критики высших законодательных и правительственных учреждений и лиц”, не опасаясь быть объявленными врагами народа, и также соображения о целесообразности “безусловной отмены смертной казни и замены тюрем и мест заключения преступников такими учреждениям, которые задавались бы целью не столько мстить и карать, сколько перевоспитывать. Необходима, — утверждал он, — амнистия всем политическим преступникам, находящимся в настоящее время б местах заключений и ссылке” (Научный архив РАО, ф. 23, оп. 1, ед. хр. 1 б, л. 32-34). Только чудом можно объяснить что после такого письма Вентцель остался на свободе.

Как крик души, кок попытка ответить на вопрос каким же образом записанные им в страшном 1937 г.: “Человек обладающий Космическим Сознанием необходимо будет нравственным Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу Человечеству и составляющим его людям а рассматривает себя как составляющего с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла” (Научный архив РАО, ф. 22^ оп. 1..д. 16, л. ^9].

Каким же утопичным может показаться это утверждение!

Однако продуктивность идей космического воспитания быть может неожиданно для многих сегодня обнаружится не только в рамках интенсивно развивающейся вальдорфской педагогики. Эти идеи и в нашей стране приобретают в современных условиях новое звучание/ обогащаются/ находят все больше сторонников.

Вот например строки из недавно опубликованной статьи Т. Строгановой “Идеи космизма в воспитании”: “Воспитание космического сознания человека является ныне в период обострения экологической термоядерной демографической производственной и других глобальных проблем современности, первоочередным условием выживаемости человечества требующим своего безотлагательного решения прежде всего в нашей стране” (Магистр. 1991. Сентябрь. - с 50). Очень интересной и перспективной представляется позиция педагога и философа/ руководителя ВНИК “Образование Беларуси” М. Гусаковского.”0н последовательно стремится синтезировать идеи “гуманистической педагогики” американского психолога К. Роджерса и концепцию воспитания “самореализующейся личности” немецкого философа-экзистенциалиста О. Больнова, которые по сути являются современными попытками модификации многих ключевых идей свободного воспитания конца XIX — начала XX веков, в том числе и развиваемые Вентцелем. Вместе с тем М. Гусажовский настаивает на необходимости воспитания человека, обладающего планетарным сознанием. По его мнению, в нашем динамично меняющемся мире самоидентификаций личности возможна только через слияние человека и с нацией, и с человечеством и со вселенной, и только токая личность сможет обрести и сохранить свою '“самость?”, самоопределиться и реализовать себя.

Сегодня, на пороге XXI века проблема космического воспитания становится одной из ключевых проблем отечественной и мировой педагогики. Научное наследие К. Н. Вентцеля может и должно помочь в ее решении, в ее дальнейшей разработке в контексте гуманистических педагогических традиций свободного воспитания.