Смекни!
smekni.com

Болибрух Андрей Андреевич

А.Б. Жижченко

А.А. Болибрух — один из крупнейших российских ученых-математиков последней четверти XX—начала XXI века.

Андрей Андреевич родился в Москве 30 января 1950 года, скончался после продолжительной болезни 11 ноября 2003 года.

Андрей Андреевич родился в семье военнослужащего. Его отец, Андрей Власьевич, был участником Великой Отечественной войны и, продолжая службу в армии, дошел до звания генерал-лейтенанта и должности заместителя командующего военным округом. Мать, Татьяна Ивановна, всецело посвятила себя воспитанию детей — Андрея и его сестры Татьяны. Семья была строгих правил, и дети воспитывались в уважении к труду и в любви к мировой и особенно к русской культуре. Еще в школе Андрей проявил блестящие способности к математике, в частности, был призером Всесоюзной математической олимпиады школьников 1965 года. Андрей Андреевич блестяще учился в физико-математической школе-интернате № 45 при Ленинградском государственном университете.

В 1967 году Андрей с золотой медалью окончил школу и поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета.

Сферой его первых научных интересов была алгебраическая топология, которой он начал активно заниматься в семинаре профессора М.М. Постникова еще будучи студентом 2-го курса мехмата.

Его дипломная работа, посвященная вычислениям кобордизмов многообразий, была выполнена под руководством М.М. Постникова.

После окончания мехмата с красным дипломом Андрей поступил в аспирантуру при кафедре высшей геометрии и топологии.

Уже в аспирантуре его научные интересы сдвинулись в область дифференциальных уравнений на многообразиях в комплексной области. Соответственно, его кандидатская диссертация «О функциональной матрице пфаффовой системы Фуксова типа» имела двух научных руководителей — М.М. Постникова и А.В. Чернавского.

После окончания аспирантуры в 1975 году он поступил на работу в Московский физико-технический институт (МФТИ), где и проработал до 1997 года (последние годы в качестве совместителя), пройдя все ступени — от младшего научного сотрудника и ассистента до профессора. В МФТИ наряду с интенсивными занятиями в области дифференциальных уравнений в комплексной области он занимался и прикладными вопросами, в частности, трибоникой, математическими моделями теории трения и его влияния на работы механических систем.

Главным делом своей научной жизни Андрей считал изучение многомерной проблемы Римана-Гильберта, однако громкий успех, сделавший его имя широко известным в математических кругах всего мира, был им достигнут в одномерной проблеме, но он не бросал и многомерную проблему.

Занимаясь пфаффовыми системами, Андрей Андреевич доказал для них неразрешимость в общем случае многомерной фуксовой системы Римана-Гильберта. Ему удалось построить контрпример к проблеме Римана-Гильберта на сфере Римана.

Вскоре Андрей Андреевич нашел несколько новых достаточных условий, где проблема Римана-Гильберта разрешима.

Его следующие весьма значительные исследования, как непосредственно относящиеся к этой проблематике, так и вообще посвященные линейным дифференциальным уравнениям в комплексной области, тоже были связаны с разработанными им новыми подходами. Им использовались глубокие геометрические соображения при исследовании задачи о приведении системы к стандартной форме Биркгофа возле иррегулярной особой точки. В ряде случаев полученные результаты близки к окончательным.

Благодаря результатам А.А. Болибруха и разработанным им новым методам изменился сам облик теории дифференциальных уравнений в комплексной области. Высокие достижения А.А. Болибруха были отмечены премией им. А.М. Ляпунова РАН в 1995 году и Государственной премией в 2002 году.

Достижения А.А. Болибруха поставили его в первый ряд современных математиков мира.

В 1993 году Андрей Андреевич был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1997 году действительным членом РАН.

А.А. Болибрух дважды был приглашенным докладчиком на международных конгрессах математиков, а также на европейском математическом конгрессе.

Я много лет был хорошо знаком с Андреем Андреевичем, однако близко узнал его и подружился с ним после его перехода на основную работу в МИАН в 1992 году. Его научные результаты и высокие личные качества хорошо знал и ценил Е.Ф. Мищенко, который и пригласил его на работу в МИАН. Он и содействовал нашему сближению. Но вскоре нас связали и деловые интересы, когда директор МИАН академик Ю.С. Осипов в 1994 году назначил его своим заместителем. А.А. Болибрух сразу проявил себя как выдающийся организатор науки, обладавший сочетанием редких достоинств — умением выделять главные проблемы и определять реальные средства их выполнения, искренней внимательностью к людям, редкой добросовестностью и трудолюбием. Вместе с тем он считал, что в таком важном и тонком деле, как управление наукой, нет и не может быть мелочей, и готов был обдумывать и обсуждать все детали намечаемых решений. Он глубоко переживал все неудачи, объективно никак не связанные с его организационной деятельностью, но зависящие от объективных обстоятельств времени, прежде всего, отъезд ряда крупных математиков, особенно талантливой молодежи, на постоянную работу за рубеж. Некоторые из уехавших были его коллегами и друзьями. Для него лично, конечно, такой вопрос не стоял, хотя он имел много самых лестных приглашений на постоянную работу в ряд ведущих университетов США и Западной Европы.

Андрей Андреевич был прекрасным семьянином. Его жена Нина Владимировна, врач по профессии, последние годы не работала, посвятив себя целиком семье, в частности, воспитанию двух прекрасных детей — Андрея, ныне студента факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, и Кати, заканчивающей в этом году школу. Андрей очень любил свою жену и детей, посвящал детям много времени, дружил с ними, гулял и занимался. Атмосфера в семье всегда была очень теплая, дружелюбная.

Мне посчастливилось стать близким другом Андрея после переезда его в Северное Бутово (район Москвы) на расстояние пешего хода от моего дома. Мы почти еженедельно гуляли несколько часов по выходным дням по лесу, примыкавшему к его дому. При этом в обстановке полной откровенности обсуждались все вопросы, начиная от научных и научно-организационных дел и заканчивая личными проблемами. При этом его характеристики обсуждавшихся нами людей всегда был точными, острыми, но неизменно доброжелательными. Вообще доброжелательность по отношению к людям, даже, может быть, не очень симпатичных Андрею, была одной из его самых характерных черт.

Андрей был одним из самых культурных и образованных людей, которых мне посчастливилось встретить в жизни. Он прекрасно знал русскую и французскую поэзию, много цитировал полюбившихся ему поэтов. Он очень любил и хорошо знал классическую литературу, увлекался философией, в том числе античной. Большое пристрастие он имел также к истории.

Столь ранний уход из жизни А.А. Болибруха явился невосполнимой утратой для российской науки, а также для меня лично.