К музыке в «законченных» формах (симфонической, камерной и т. п.) М. был мало склонен. Из оркестровых произведений М., кроме упомянутых уже, заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме, напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Оркестровая фантазия «Ночь на Лысой горе» (материал которой впоследствии вошёл в оперу «Сорочинская ярмарка») также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 г. в СПб.; это — ярко колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога».
Ещё одно выдающееся произведение Мусоргского — «Картинки с выставки», написанные для фортепиано в 1874 году, как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Форма этого произведения — «сквозная» сюита-рондо со спаянными между собой разделами, где основная тема-рефрен («Promenade») выражает смену настроений при прогулке от одной картины к другой, а эпизодами между этой темы являются сами образы рассматриваемых картин. Это произведение не раз вдохновляло других композиторов на создание его оркестровых редакций, самая знаменитая из которой принадлежит Морису Равелю (одного из самых убеждённый почитателей Мусоргского).
В XIX веке произведения М. были изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб.; многое было издано и в Лейпциге, фирмой М. П. Беляева (см. каталог её на 1895 г.). В XX веке начали появляться уртекстовые издания произведений М. в оригинальных версиях, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский музыковед П. Я. Ламм, впервые издавший уртекстовые клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», авторские редакции всех вокальных и фортепианных сочинений М.
Произведения Мусоргского, во многом предвосхитившие новую эпоху, оказали громадное влияние на композиторов XX века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграла важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К.Дебюсси и М.Равеля (по их собственному признанию!), стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л.Яначка, И.Стравинского, Д.Шостаковича (характерно, что все они — композиторы славянской культуры), А.Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О.Мессиана и многих других.
Основные произведения
«Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872)
«Хованщина» (1872-80, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883)
«Калистрат», «Сиротка» «Сорочинская ярмарка» (1874-80, окончена Ц. А. Кюи, 1916),
фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874),
вокальный цикл «Детская» (1872),
вокальный цикл «Без солнца» (1874),
цикл «Песни и пляски смерти» (1877)