И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности. Укажем, далее, и на большой вклад Декарта в формирование столь важной науки, как оптика (итоги его исследований в этой области содержатся в основном в "Диоптрике" и в "Метеорах").
Так, он открыл (независимо от В. Снеллиуса) закон преломления светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые тогда стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). Сказанным далеко не исчерпывается область научных интересов и научных открытий Декарта. ВВЕДЕНИЕ Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудив шихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естест вознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинув ших естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первос тепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588-1679).
Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс обьективно был выразителем интересов капитализма, достигше го значительных успехов в Англии и некоторых других странах Евро пы. Субьективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необхо димой всему человеческому роду. "Желание знать, почему и как, -писал Гоббс, -называется любознатель ностью, Это желание не присуще ни одному живому существу, кроме челове ка, так что человек ни одним лишь разумом, но также зтой специфической страстью отличается от всех других животных, в которых желание пищи и ругих удовольствий ощущения благодаря своему доминированию подавляет заботу о знании причин, являющемся умственным наслаждением. Это послед нее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания, пре восходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения".
Только присущая Гоббсу самозабвенная преданность науке и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области филосо фии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительны ми до наших дней. Томас Гоббс родился 5 апреля в 1588 года в Вестпорте, вблизи Маль мсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графс тва, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения;отец сельский священник; его родственники занимались перчаточным ремес лом, довольно распространенным в этом графстве, Первоначально Гоббс свое образование получил в церковной школе, которую начал посещать с четы рехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюженные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К четырнадцати годам Гоббс обладает уже древними языками настолько, что переводит "Медею" Еврепида в стихах на латинский язык.
Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский универси тет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века - Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим - Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами. После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии.
В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его че тыре поездки на Европейский континент (его прибывание в Европе соста вило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали анг лийскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично позна комиться с ее виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году ), и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Посте пенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения. Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640-го года, которое в течение нескольких лет распространялось в руко писи (в дальнейшем в 1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений, из которых первое получило название "Человеческая природа", а другое-"О политическом теле"). На дальнейшую всестороннюю разработку философской системы Гоббса, повлияли события связанные с конфликтом, связанные с английским парламентом и королем, а затем и события Английской революции.
Эти события в общественной жизни Англии стимулировали интерес Гоббса к общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и публикацию своего сочинения "О Граждани не", задуманного им как третья часть своей философской системы, но опуб ликованного ранее остальных частей, еще в 1642 году. Основная идея этого произведения сводилась к доказательству того, что обсолютный су веренитет государства составляет одну из главных предпосылок спокойной жизни граждан, избавляя их от опасностей гражданской войны (которая на чиналась тогда в Англии между сторонниками короля и сторонниками пар ламента).
Вместе с тем произведение Гоббса было направлено против цер ковников, ибо одна из его важнейших идей состояла в том, что цер ковь, неправильно истолковывавшая свои прерогативы, становится одним из наиболее опасных источников гражданской смуты. Продолжая углублять и обдумывать эти общественно-политические идеи, Гоббс работал над своим крупнейшим политическим и социологическим изданием "Левиафан". Это про изведение, заострявшее антиклерикальные идеи "О Гражданине", было изда но в Лондоне в 1651 году. Окончательно порвав с королевской парти ей, Гоббс в том же году вернулся в Лондон. Здесь он сотрудничает по не которым вопросам практической политики с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов вопросу о свободе воли - с епископом Брамхолом и продолжает разробаты- вать свою философскую систему.
В 1655 году выходит в свет работа Гоббса "О Теле", представляющая собой первую часть его системы, а в 1658 году ее вторая часть - "О Человеке". После реставрации монархии в Англии положение Гоббса осложняет ся. Враждебное отношение духовенства и придворных кругов к автору "Левиафана" приводит к тому, что против него выдвигают наиболее тяжелые в ту эпоху идеологические обвинения в атеизме и свободомыслии.
Гоббсу запрещают печатать книги, имеющие отношение к религии и политике (это запрещение относилось прежде всего к его произведению "Бегемот", вышед шему в 1668 году, посвященному истории гражданской войны в Анг лии). Последние годы своей жизни Томас Гоббс посвящает переводу на Анг лийский язык Илиады и Одисея Гомера, который он заканчивает на 90-ом году своей жизни. Зимой 1679 года 4 декабря Гоббс умер. Характеристика и сущность проблем затрагиваемых Томасом Гоббсом в своем философском учении. Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику Философских исследований Гоббса, то вырисовывается следующая картина.
Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе укрепления их суверенитета и формиро вания государственных институтов. В Англии в условиях революции и граж данской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разроботкой вопросов моральной и гражданской Философии, или философии государства, и привлекала прежде всего внимание Гоббса. Философ сам под черкнул это в посвящении, предпосланном произведению "О Теле", в котором он определяет свое место среди других основоположников науки и филосо фии нового времени.
Разроботка этих вопросов заставила Гоббса обратиться к изучению человека. Английский философ, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, не поднявшиеся до понимания действительных, материальных при чин общественного развития, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов "Человеческой природы". В противовес принципу Аристотеля, гласящему, что человек существо общественное, Гоббс доказыва ет, что человек не общественен по природе. В самом деле, если бы человек любил другого только как человека, почему ему тогда не любить всех оди наково. В обществе мы ищем не друзей, а осуществление собственных своих интересов. " Чем занимаються все люди, что они считают удовольствием, если не злоречие и высокомерие?
Всякий хочет играть первую роль и угнетать других; все притязают на таланты и знания и сколько слушателей в ауди тории, столько и докторов. Все стремятся не к обшежитию с другими, а к власти над ними и следовательно к войне. Война всех против всех явля ется и сейчас законом для дикарей, и состояние войны до сих пор являет ся естественным законом в отношениях между государствами и между пра вителями", - пишет Гоббс.