Смекни!
smekni.com

Джакомо Пуччини (стр. 2 из 2)

Премьера оперы состоялась 17 февраля 1904 года. Уверенный в успехе, Пуччини пригласил в ложу не только жену и сына, но и сестер... Однако опера провалилась. Неудача настолько потрясла композитора, что он две недели не выходил из дома.

Джулио Рикорди также болезненно отнесся к неудаче. Но если он считал оперу приговоренной, то его сын Тито думал иначе. Он пришел к Пуччини и деликатно предложил переделать оперу. Он подал композитору партитуру, которую издательство «Рикорди» выкупило у театра за 20 тысяч лир: ровно столько театр потратил на постановку. Тито продуманно начал разговор с композитором и сумел убедить его взяться за переделку. В партитуре он отметил те места, которые, по его мнению, следовало исправить. Пуччини ухватился за поданную мысль... Второй акт он разделил на две части, добавил некоторые музыкальные номера. Вторая премьера «Мадам Баттерфляй» состоялась 2 мая 1904 года в театре «Гранде» в Бреше и стала подлинным триумфом. Интересно, что главную партию исполнила молодая украинская певица Соломия Крушельниц-кая — высокая, красивая, обладавшая великолепным голосом, знавшая пять или шесть иностранных языков. Через несколько дней после премьеры она получила в подарок от композитора его портрет с надписью: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини. Торре-дель-Лаго. 1904 год».

После «Мадам Баттерфляй» к Пуччини пришла мировая слава. Весной 1905 года он посетил Америку, а следующее лето провел в Париже. И в Америке, и во Франции композитор присутствовал на постановках «Мадам Баттерфляй», причем в Америке опера шла в «Метрополитен-опера», а заглавные партии исполняли Джеральдина Фаррар и Энрико Карузо.

Постоянный коммерческий успех и богатство не изменили характер Пуччини. Он по-прежнему любил бывать среди простых людей и каждый месяц жертвовал большие суммы денег для нуждающихся. Его имя было хорошо известно в округе. Он работал ежедневно, писал по вечерам, выпивая огромное количество Кофе и выкуривал сигару за сигарой.

В Нью-Йорке Пуччини поразила драма «Девушка с золотого Запада» Беласко, которую он увидел в театре. Пуччини, не знал английского языка, но драма показалась ему ясной, а сценические ситуации — яркими. Он решил, что это как раз то, что нужно, и дал задание либреттистам переделать сюжет. Либретто было написано в сжатые сроки. Опера «Девушка с Запада» («La fanciulla del West») получилась не очень серьезной, но американцам импонировало то, что она была напи-сана на сюжет из жизни ковбоев. Пуччини пригласили на премьеру. В ноябре 1910 года он с сыном Антонио и Тито Рикорди отправился в Америку на борту роскошного парохода «Джордж Вашингтон». Уже в дороге Пуччини понял, что его новая опера обречена на успех: американская пресса подняла вокруг имени композитора большой шум. Композитор с юмором писал жене, что американцы, кажется, всерьез считают его гением. В Нью-Йорке ему устроили пышную встречу. Дирижировал оперой сам Тосканини, а на генеральной репетиции присутствовал весь цвет Нью-Йорка, в том числе Сара Бернар. Стало ясно, что оперу ждет успех, и премьера обернулась настоящим триумфом. На второй спектакль администрация театра удвоила цены на билеты. Перед началом спектакля возле театра было столпотворение, повсюду висели итальянские и американские флаги.

Эта постановка принесла композитору неплохой гонорар, однако после «Девушки с Запада» Пуччини долго не мог выбрать либретто. Он перебрал десятки сюжетов, но так и не остановился ни на одном. Например, он долго вынашивал замысел «Собора Парижской богоматери» по роману Гюго, но ничего не написал. Долгое молчание вызвало всевозможные толки, печать утверждала, что композитор исписался, зашел в тупик.

Чтобы хоть что-то написать, Пуччини поддался на уговоры директора Венского театра оперетты. Однако либретто разочаровало его: он увидел поверхностный сюжет без разработки характеров, в то время как он хотел гротеска, подчеркнутой характерности. Он отослал либретто на переработку своему другу Джузеппе Адами, и тот за три дня сделал то, что было нужно. Оперетта в итоге превратилась в комическую оперу «Ласточка» («La rondine»), а все разговорные диалоги заменили речитативы. Композитор с увлечением принялся сочинять музыку, считая ее чем-то вроде развлечения.

Но тут началась Первая мировая война. Пуччини вместо Венского театра передал оперу одному из итальянских издательств, чтобы ее опубликовали на родине, а потом и поставили в Италии. Премьера «Ласточки» состоялась в марте 1917 года в Монте-Карло и прошла с аншлагом. Однако уже на следующий день в газетах развернулась кампания травли композитора: утверждалось, что Пуччини связан с врагами родины. Тогда потребовалось опубликовать истинную историю создания оперы «Ласточка», чтобы пресечь все домыслы.

Замысел последней его оперы «Турандот» (1924) также возник в результате длительных поисков либретто. Кто-то посоветовал композитору остановиться на Гоцци. Пуччини собирался ехать на курорт в Лукку, и за несколько минут до отхода поезда ему принесли нужный том великого итальянского комедиографа, который Пуччини читал всю дорогу и вскоре принялся за работу, остановившись на экзотической сказке с трагикомическим сюжетом. К сожалению, он не успел закончить оперу: болезнь подтачивала его силы. Осенью 1924 года Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель. Вскоре стало ясно, что ему необходима операция, которую сделали 24 ноября. Первые три-четыре дня после операции состояние Пуччини не вызывало опасений, он сидел и даже пытался разговаривать.

Но 29 ноября у него не выдержало сердце, и композитор скончался на руках сына и приехавшей в последний момент дочери. Тело Пуччини перевезли в Италию. Панихида состоялось в Миланском соборе. Оркестром, исполнявшим Реквием, дирижировал Артуро Тосканини.

Оперу «Турандот» завершил композитор Ф. Альфано.

Вот как проходила премьера. Зал театра «Ла Скала» был переполнен. Дирижировал великий Тосканини. Как только отгремел последний аккорд, написанный Пуччини, Тосканини остановил оркестр, обернулся лицом к публике и объявил: «Здесь смерть вырвала перо из руки композитора!», после чего положил дирижерскую палочку на пюпитр и ушел за кулисы. То же сделали музыканты оркестра и артисты... Лишь на следующий день опера была сыграна полностью — включая и то, что написал Ф. Альфано.