Смекни!
smekni.com

Мстислав Ростропович (стр. 1 из 2)

Советский и российский виолончелист, дирижер (р.1927).

Мстислав Ростропович, без сомнения,— один из крупнейших музыкантов XX века. Его игра на виолончели органически сочетает взрывные эмоции с лирическим умиротворением, творчество на дирижерской стезе не может не восхищать, а кипучая организаторская деятельность остается в памяти любителей музыки примером жизненного подвига.

...Запомнилось интеллигентное, слегка растерянное лицо Ростроповича, когда его показывали по телевизору во время августовского путча 1991 года сидящим в фойе Белого дома с автоматом Калашникова в руках. Белорусский писатель Алесь Адамович назвал августовский путч 1991 года «революцией с лицом Ростроповича». Имелось в виду, пожалуй, то, что Ростропович, виолончелист с мировым именем, в одиночку спасал честь русской «закордонной» интеллигенции, прилетев в Москву, чтобы с автоматом в руках защищать демократию на баррикадах у Белого дома.

Мстислав Леопольдович Ростропович родился в Баку 27 марта 1927 года в музыкальной семье. Его отец, Леопольд Витольдович, был виолончелистом, мать, С. Федотова — профессиональной пианисткой. Они долго вдвоем преподавали в Азербайджанской консерватории. В доме царила музыкальная атмосфера. Сочинять Мстислав начал рано, в четыре года он уже написал польку, которую позже сам не раз исполнял.

Мстиславу было восемь лет, когда отец начал учить его играть на виолончели. В 1932 году семья переехала в Москву, отец стал преподавателем музыкальной школы имени Гнесиных. В нее отдали и сына. Мстислав параллельно занимался и на фортепиано, и в результате в последующие годы он часто выступал как аккомпаниатор своей супруги певицы Галины Вишневской.

Тяга к композиции у Мстислава не угасала. Уже с 30-х годов Леопольд Витольдович, возглавивший в городе Славянске группу виолончелистов, брал с собой сына на летний сезон. Мстислав получил возможность близко слушать и наблюдать игру виолончелистов в составе оркестра. Ему исполнилось 13 лет, когда он впервые выступил перед публикой, сыграв с оркестром виолончельный концерт Сен-Санса.

Во время Великой Отечественной войны семья Ростроповичей эвакуировалась в Оренбург. Мстислав, в 1943 году пережив смерть отца, возвращается в Москву и блестяще выдерживает вступительный экзамен в консерваторию. Его учителем по виолончели становится С. Козолупов, композиции он учится у В. Шебалина и инструментовке — у Д. Шостаковича. Необычная музыкальная одаренность Ростроповича обратила на себя внимание учителей. Их поражало, насколько легко он схватывал новые для себя музыкальные произведения. Способность овладеть материалом в кратчайший срок и сегодня — фирменный знак Мстислава Ростроповича. Это позволяет ему воплощать грандиозные концертные планы, гастролируя по всему миру. Для Ростроповича характерны весьма широкий кругозор и демократичность вкуса: он одинаково принимает все — от Баха до современных композиторов. Его учитель С.Козолупов писал: «Однажды талантливый ученик, посоветовавшись со мной, выразил желание работать над Пятой сюитой Баха. Это одна из сложных сюит этого композитора, весьма трудная для исполнителя, но я почувствовал, что Мстислав сумеет постигнуть стиль, форму и внутреннее содержание этого замечательного произведения... Не прошло и полутора месяцев, как Ростропович прекрасно сыграл Пятую сюиту».

Успехи Ростроповича в консерватории были столь велики, что со второго курса его перевели сразу на пятый, и в 1946 году в 19-летнем возрасте он с блеском закончил консерваторию. С той поры начинается его концертная деятельность. Уже в 1949 году Мстислав был удостоен первой премии на Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште, а в 1950 году стал лауреатом международного конкурса в Праге. Эта поездка положила начало его зарубежной гастрольной деятельности, которая охватывает очень многие страны по всему миру. Его имя занимает первую позицию в мировом списке виолончелистов.

Очень многие произведения известные композиторы отныне писали в расчете на то, что прозвучат они в исполнении именно этого музыканта. Вот история рождения одного из них, которая часто приводится как пример творческого сотрудничества Мстислава Ростроповича с композиторами, в данном случае — с С. Прокофьевым.

Сергей Прокофьев еще в 30-е годы написал Первый концерт для виолончели. Будучи аспирантом Московской консерватории, Мстислав Ростропович заинтересовался этим произведением, у него возникла идея переделать концерт, придав ему более эффектную форму. Этой идеей он поделился с композитором и буквально вдохновил того заняться переработкой. Новая редакция Первого концерта появилась в 1951 году и настолько отличалась от первоначальной, что концерт было решено назвать Вторым. Его Прокофьев посвятил Ростроповичу...

Премьера нового сочинения состоялась 18 февраля 1952 года. Однако реакция публики была сдержанной. Прокофьев и Ростропович вновь принялись за переделку. Незадолго до смерти композитора, в 1952 году, работа была завершена, но виолончельную редакцию произведения Ростропович доделывал уже сам, после кончины Прокофьева. Эта окончательная редакция была названа «Симфонией-концертом».

Тесно сотрудничал Ростропович и с Д. Шостаковичем, был первым исполнителем его обоих виолончельных концертов. Премьера Первого концерта состоялась 4 октября 1959 года в Ленинграде, а 6 ноября Ростропович выступал с ним в США. Газета «New York Times» опубликовала об этом концерте восторженный отклик: «Ростропович играл как дьявол, а оркестр под управлением Арманди с блеском исполнил заключительную часть, написанную в стремительном темпе».

В начале 60-х годов музыкальный мир относился к Ростроповичу как к выдающемуся виолончелисту. В 1960 году музыкант выступил на фестивале «Пражская весна», вслед за этим отправился на гастроли в США и Канаду, Голландию и Швецию. В 1955 году Мстислав женился на известной оперной певице Галине Вишневской. Их брак интересен еще и с чисто музыкальной точки зрения, он сам может быть отнесен к выдающимся художественным явлениям. Обсуждая тематику и задачи будущих выступлений дома, творческий дуэт Вишневская-Ростропович мог работать очень и очень плодотворно...

В декабре 1961 года Ростропович вместе со Святославом Рихтером исполнил виолончельную сонату английского композитора Бенджамина Бриттена, написанную специально для Ростроповича. У Мстислава действительно был подлинный дар зажигать творцов на создание новых произведений. Вот что писал о нем Бенджамин Бриттен: «Трудно в немногих словах описать мои чувства дружбы и восхищения Славой Ростроповичем. Я был полностью захвачен его гением и личностью, когда услышал его исполнение в Лондоне в сентябре 1960 года, и, хотя никогда раньше виолончель как сольный инструмент меня особо не привлекала, после этого случая я сразу решил написать что-нибудь для него... Когда Слава проезжал через Англию весной 1963 года, мы встретились, чтобы проиграть новое сочинение, и я был с самого начала поражен его совершенным пониманием стиля и содержания музыки...»

Восхищенный Бенджамин Бриттен пригласил Мстислава Ростроповича в Альденбург, небольшой рыбачий городок, в котором он жил, для участия в музыкальном фестивале. Это стало началом большой дружбы российского виолончелиста и английского композитора.

Критики неизменно подчеркивают широту творческого диапазона Ростроповича, который простирается от взрывных эмоций до сдержанного лиризма. Отмечают они и цельность двух ипостасей одного человека и смело объявляют это ярким признаком гениальности музыканта.

В 1962 году по инициативе Ростроповича в Горьком, ныне Нижний Новгород, возник фестиваль «Современная музыка». Город Горький был выбран не случайно: здесь фестиваль сразу приобрел черты всенародного праздника, будучи к тому же и просветительской акцией. Предприятия города выделили средства на проведение фестиваля, в котором участвовали многие отечественные и зарубежные исполнители, в том числе и Вэн Клайберн.

В апреле 1962 года Мстислава Ростроповича избрали почетным членом Королевской академии музыки в Англии. Кроме него, этого звания ранее были удостоены такие музыканты, как И. Стравинский, Д. Шостакович, П. Казальс, А. Рубинштейн, Д. Ойстрах...

В декабре 1962 года М. Ростропович тайком передал партитуру Тринадцатой, запрещенной тогда для исполнения в СССР, симфонии Д. Шостаковича в Филадельфийский симфонический оркестр дирижеру Юджину Арманди. Через несколько дней после премьеры симфонии, к изумлению Д. Шостаковича и ценителей музыки, Е. Евтушенко, автор либретто, опубликовал в «Литературной газете» новый, угодливо исправленный вариант «Бабьего Яра».

После гастролей по США и Канаде осенью 1963 года Ростропович дебютировал в качестве дирижера с Горьковским симфоническим оркестром. Таким образом, музыкальный талант Ростроповича открылся публике еще одной яркой гранью.

В 1963 году в Москве и Ленинграде Ростропович исполнил цикл из 34 виолончельных концертов. По существу, этот проект стал широчайшим историческим обзором виолончельного искусства. Ростропович поднял все, что было написано для виолончели за три последних века. 16 произведений прозвучали в СССР впервые, 12 были написаны специально для Ростроповича, который построил цикл по историческому принципу.

В 1964 году Ростроповича удостоили Ленинской премии с формулировкой «За выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства». Среди прочих его кандидатуру поддерживал Д. Шостакович. Он писал: «Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося ученого, или собирателя, или поэта... Его горячая влюбленность в музыку охватывает самые различные стили и эпохи...»

Летом 1965 года Ростропович воплотил в жизнь весьма необычный проект, проведя в Англии собственный фестиваль, который длился полтора месяца. Было дано девять концертов в «Ройал Фестивал-холле», прозвучали 33 сочинения. После этого Ростропович и Вишневская пригласили в СССР композитора Бенджамина Бриттена и певца Питера Пирса, в репертуар которого входили вокальные произведения Бриттена В Армении был устроен фестиваль Бриттена. Английский композитор заявлял, что Ростропович умеет проникнуть в тайну каждой ноты, и эта черта исполнителя особенно восхищает его как автора. «Таким умением обладают только великие артисты»,— утверждал Бриттен.