Смекни!
smekni.com

Иванов Георгий Владимирович

29 октября (10 ноября) 1894 года – 26 августа 1958 года

Георгий Иванов, поэт-акмеист, мемуарист, прозаик, член общества «Зеленая лампа», вынужденный с приходом большевизма оставить родину, но в душе так и не расставшийся с ней, родился 10 ноября (29 октября) 1894 года.

Георгий Владимирович Иванов родился 10 ноября (29 октября) 1894 года в родовом имении в Ковенской губернии. Все предки Иванова и по отцовской, и по материнской линии были военными. Неудивительно поэтому, что мальчика отдали в кадетский корпус (сначала в 1905 году в Ярославский, а затем, в 1907, перевели в Петербургский). В 1911 году, так и не закончив учебу и дважды оставшись на второй год, он был отдан «на попечение родителей». К этому времени Георгия уже всецело занимает поэзия. Печататься он начал уже в 1910 году: в журналах «Аполлон», «Современник», в петербургском еженедельнике «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности» и других изданиях. В Петербурге происходит его знакомство с Блоком, Гумилевым и другими поэтами.

В 1912 году, после выхода книги «Отплытье на остров Цитеру», он вступает в цех поэтов-акмеистов. Второй сборник, «Горница», выходит в 1914 году уже в акмеистическом «Гиперборее».

К началу Первой мировой войны вышел еще один сборник — «Памятник славы» (1915), выдержанный в модном тогда «русском стиле».

В следующем году появляется сборник «Вереск», посвященный первой жене поэта, Габриэль Теризьен. В том же году он возглавил вместе с Г.В. Адамовичем второй «Цех поэтов», объединивший «постакмеистическую молодежь».

Революция застает Георгия Иванова в Петербурге. Он продолжает работу на литературном поприще, однако, в душе не принимая новую жизнь, ищет возможность покинуть страну. Сборник «Сады», вышедший в 1921 году, носит нарочито отстраненный от действительности характер. Поэт как бы специально демонстрирует свое декадентство, оторванность от реальной жизни. Будучи не в силах или не в состоянии оказать открытое сопротивление большевизму, он просто игнорирует его. На жизнь он зарабатывает литературным трудом: переводит для издательства «Всемирная литература», организует третий «Цех поэтов», является секретарем Союза поэтов.

В 1922 году у Иванова появляется возможность уехать за границу. Осенью он получает командировку в Берлин «для составления репертуара государственных театров». Одновременно через Латвию уезжает в Европу его вторая жена — И. Одоевцева. (С 1923 года и до конца жизни он прожил с ней во Франции.)

Первые годы эмиграции были особенно тяжелыми для Иванова и как для поэта (несколько лет он не писал стихов), и как для человека. Постепенно он начинает адаптироваться к новой жизни, сближается с другими эмигрантами. С 1927 года чета Иванов-Одоевцева становится участником общества «Зеленая лампа», сложившегося вокруг четы Мережковский-Гиппиус. Георгий Иванов является его бессменным председателем. Он начинает печататься в эмигрантских изданиях: «Новый дом», «Числа», «Круг» и других. В 1930 году выходит сборник его стихов «Розы».

В годы эмиграции Иванов создает и прозаические произведения: мемуары «Петербургские зимы» (1928), незаконченный роман «Третий Рим» (1929), «поэму в прозе» «Распад атома» (1938). Война нарушила привычный ритм жизни. Как когда-то от большевизма, Георгий Иванов пытается скрыться от фашистского нашествия. В 1943-46 гг. он живет в Биаррице в бедности, почти в нищете. После войны возвращается к поэтическому творчеству. Стихи этих лет подернуты налетом тоски по родине, по молодости, по чему-то несбывшемуся.

Ты не расслышала, а я не повторил.

Был Петербург, апрель, закатный час…

Сиянье, волны, каменные львы…

И ветерок с Невы

Договорил за нас.

Ты улыбалась. Ты не поняла,

Что будет с нами, что нас ждет.

Черемуха в твоих руках цвела…

Вот наша жизнь прошла,

А это не пройдет.

Печально прошли последние годы поэта. В 1953 году он поселился в доме для престарелых в Йер-ле-Пальме, на юге Франции, где и прожил до конца своих дней. Там же, после смерти 26 августа 1958 года, был похоронен. Однако прах его после смерти обрел вечный покой не сразу: 23 ноября 1963 года его перезахоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

2Список литературы