Смекни!
smekni.com

Георгиенбург

В нескольких минутах езды от Черняховска-Инстербурга находилось укрепленное поместье епископа окрестных земель. Сейчас это поселок, который называется Маевка. Когда-то, во времена Тевтонского ордена, усадьба носила название Георгенбург, в честь святого Георга, покровителя крестоносцев.

Из Георгенбурга осуществлялось духовное руководство территорией Замланда, одной из земель Пруссии. Тогдашний тевтонский магистр построил усадьбу из полевых камней в форме квадрата. Это незатейливое сооружение он и передал под мирские нужды духовенства. Георгенбург был не приспособлен для отражения атак неприятеля. В связи с этим поместье неоднократно захватывалось и разграблялось литовцами и монголо-татарами, которых нанимали поляки для борьбы с рыцарями. В хрониках Георгенбурга можно прочесть печальную историю об осквернении поместья монголо-татарами, возглавляемыми польским князем Гоншевским. Он без особого труда проник на территорию усадьбы, сравнял ее с землей и пленил 30 молодых мужчин вместе с огромным количеством домашних животных. Это было, пожалуй, самым драматичным событием в истории Ордена Георгенбурга.

В 1812 г. замок приобрел купец по имени Хейно, который позже продал его семье Симпсонов из Англии. Симпсоны начали разводить в Георгенбурге лошадей. Они делал это так замечательно, что были удостоены дворянского звания. Англичанам удалось скрестить низкорослую прусскую лошадку "швайке" с английской лошадью. В результате скрещивания появилась тракененская порода лошадей среднего веса. Эта порода по сей день считается одной из лучших в Европе. Георгенбург продавал коней только государственным предприятиям Пруссии и России. Купить такую лошадь могли очень обеспеченные люди. До сих пор в Георгенбурге ходят легенды о жеребце по кличке Бахус, которого в 1872 г. заводчики продали за 32 тыс. марок. После смерти последнего из Симпсонов замок вместе с ипподромом, конезаводом и лошадьми был куплен прусским государством за 3 млн. марок. В то время в конюшнях стояло 200 отборных жеребцов.

Надо сказать, что в Пруссии издавна занимались коневодством. В времена Ордена разводили две породы: "швайке", прусскую лошадку, и большую "рыцарскую" лошадь. В 1400 г. крестоносцы располагали 14 тысячами лошадей, за которыми следили ветеринары. В землях Ордена уже тогда насчитывалось более 30 конезаводов. На каждого отдельно взятого жеребца приходилось по 10 кобыл. Один из 12 рыцарских братьев, входивших в Конвент каждой тевтонской крепости, отвечал за обеспечение гарнизона лошадьми. Отдельный человек отвечал за разведение коней. Еще один - за изготовление подков. Уже тогда конь был скорее не средством передвижения, а предметом роскоши. Стоимость средней "рыцарской" кобылы доходила до 18 марок. В то время, когда буйвол стоил полторы, корова - 3/4, свинья - 1/2, овца - 1/8 марки.

После второй мировой войны прусское предприятие по разведению лошадей практически, сошло на "нет". Только сегодня это выгодное во всех отношениях дело начинает возрождаться. Как и прежде, жеребцы из прусских конюшен уезжают в Германию и Россию, правда, пока не в тех количествах, в которых они отправлялись туда в XIX веке.