Кения, конечно, не считалась жемчужиной британской короны, но была вполне достойным ее украшением. И строители британской империи в меру своего понимания заботились о процветании страны. При англичанах в Кению были завезены кофе, чай, пшеница и некоторые овощи. Под воздействием англичан выросли и обрели цивилизованный облик кенийские города. Один из них - нынешняя столица Кении Найроби.
На языке племени масаи, населявшем это место еще до прихода английских колонизаторов, слово "найроби" означало "место холодной воды" или "холодный поток". Когда города не было еще и в помине, небольшой оазис был местом остановки работорговых караванов, двигавшихся из глубины Африканского континента на восточное побережье. Из затерянного в саванне крошечного городка Найроби благодаря англичанам превратился в крупный мегаполис и один из самых красивых городов мира. Английское влияние в Найроби ощущается повсюду. Даже центральную площадь украшает башня с часами, сильно смахивающая на лондонский Биг-Бен.
Здесь же перед зданием парламента находится усыпальница первого Президента Кении Джомо Кениатты, которого кенийцы обожествляют. Видеосъемка считается оскорблением памяти Президента и карается по закону. Кенийцы трепетно хранят все, что связано с первым Президентом. Один из главных экспонатов Национального музея в Найроби - копия его любимого слона, выполненная в натуральную величину. Первый Президент был так сильно привязан к своему питомцу, что выделил ему отдельную охрану, дежурившую 24 часа в сутки. Когда слон умер, Президент приказал изготовить копию и установить ее в музее…
Хранить память о ныне здравствующем втором Президенте Кении 77-летнем Даниэле Арапе Мои, правящем страной последние 23 года, кенийцы начали уже сейчас. Говорят, второй Президент не возражал, когда главный архитектор предложил установить в честь него скромный монумент.
Найроби молодой город. Молоды и его обитатели. Средний возраст кенийцев 28 лет. До старости почти никто не доживает. С медициной в стране дело обстоит не лучшим образом. Наша экспедиция проехала по дорогам Кении около пяти тысяч километров. И почти ни в одной из деревень и ни в одном из поселков нам не удалось найти открытой больницы или медпункта. На 10 000 человек в Кении приходится всего один доктор. И если в вашей деревне нет врача, то добираться до него вам придется не один десяток километров.
Сегодня Кения занимает третье место в мире по количеству больных СПИДом. От этой болезни в стране ежедневно умирают 420 человек, а образ жизни кенийцев способствует распространению эпидемии. В третьем по численности языческом племени Луо веками была распространена полигамия. В результате сейчас оно находится на грани вымирания. СПИД уже объявлен в Кении национальным бедствием. Есть версия, что вирус СПИДа передался человеку от обезьян. Обезьяны носили его в своем организме на протяжении сотен тысяч лет. А местные жители заразились оттого, что употребляли обезьян в пищу. Раньше население жило маленькими изолированными группами и болезнь не выходила за пределы племени. Эпидемия охватила всю Африку с началом массовых миграций. Здесь считают, что главные распространители болезни - водители-дальнобойщики, колесящие не только по Кении, но и по всем странам Восточной и Центральной Африки.
Бывшая метрополия по-прежнему заботится о Кении. В качестве гуманитарной помощи Великобритания поставляет сюда миллионы презервативов. Но местная католическая церковь яростно выступает против их использования. И даже регулярно устраивает акции по сжиганию ненавистных контрацептивов, поэтому купить презерватив в Кении можно, пожалуй, только в столице. В глубинке их просто нет.
Беспокойство английского правительства объясняется отчасти тем, что процедура въезда кенийцев в Великобританию предельно упрощена. И Объединенное Королевство, опасаясь за здоровье своих граждан, заявило, что в ближайшие два года намерено потратить на борьбу с эпидемией СПИДа в Кении 10 миллионов долларов. Кенийцы охотно принимают помощь из Англии. И вообще отношение к бывшим колонизатором здесь не просто хорошее, но даже уважительное. Местное население, получив желанную независимость, сохранило многие английские порядки. Например, на вокзалах до сих пор существуют отдельные выходы для пассажиров первого, второго и третьего классов. Более того, не изменилось даже расписание поездов.
Сегодня кенийцы гордятся оставшимися в стране потомками британских колонизаторов. Они, эти потомки, живут в заповеднике. Заповедник - не для колонизаторов, а для жирафов. "Жираф-манор" - особняк в колониальном стиле, которым с давних пор владеет английская семья. Днем и ночью здесь бродят жирафы. Иногда хозяева сдают комнаты постояльцам, готовым платить бешеные деньги, чтобы пожить в доме, где можно наслаждаться спокойствием и кормить жирафа, заглядывающего в окно второго этажа. "Жираф-манор" - практически единственное место в Кении, где можно понять, как жили в этой стране колонизаторы.