Проблема депопуляции в парадигме экогеизма отнюдь не главная. Но именно в этом вопросе мой подход испытал наиболее сильный натиск критиков. Показательно выступление Б. Миркина [33]. Вынужден процитировать его: "<...> Путь к экологическому коммунизму, - пишет он, - у В.А. Зубакова исключительно тоталитарно-революционный... депопуляция по схеме одна семья - один ребенок... не обеспечит выхода населения на уровень 1,2 млрд. (Расчетов в пользу этого голословного утверждения он не приводит. - В.З.) <...> Стало быть, предстоит насильственное умерщвление части человечества? Способов реализации своей программы Зубаков не указывает, но очевидно, что без террора против тех, кто не воспринимает экогейской идеологии, она не сможет восторжествовать... Если бы какие-то фанатики попытались реализовать проект экогеи Зубакова, мир утонул бы в крови". Это беззастенчивое, в духе дискуссий советского времени, искажение сути экогеизма до прямо противоположного, с использованием словечек "стало быть" и "очевидно" я вообще предпочел бы не комментировать. Но, к сожалению, не один Миркин отвергает a priori саму мысль о депопуляции - по сути главного условия выживания человечества.
Поэтому отмечу, что необходимость, неизбежность депопуляции, во-первых, научно обоснована, и прежде всего Римским клубом [22, 31, 32]. Во-вторых, она фактически признана ООН, в документах которой [34] ставится задача немедленной стабилизации населения. В-третьих, политика сокращения роста населения уже проводится многими странами, особенно успешно Китаем.
По параметру 7. Науки о ведении общечеловеческого хозяйства Дома-Земли, гео-ойкономии, как это ни парадоксально, нет (!). Быстрое становление ее сверхактуально!
По параметру 12, Не секрет, что многие люди к понятию "идеология" испытывают аллергию и вообще отвергают необходимость идеологии [35]. Но человек как социальное существо без нее существовать не может. Идеология - это духовный посох человечества. Позитивизм и прагматизм по отношению к природе выливаются в природопокорительную идеологию, ставшую причиной ГЭК и приближения к ТЭК. Настоящее сведение индикаторов выживания в правой колонке таблицы представляет, по существу, первую попытку определить ее как геоэкософскую идеологию - "Мудрость Дома-Земли".
Из экономических индикаторов комментариев требуют прежде всего отношения собственности. Рост разнообразия форм собственности столь же присущ эволюции общества, как и рост видового разнообразия - эволюции биосферы [Зб]. Поэтому отрицание частной собственности - вечной неотъемлемости процесса труда - было одной из главных ошибок К. Маркса. Но, как теперь стало очевидно, в рамках информационного общества частная собственность неизбежно трансформируется в совладение - "частную собственность только здесь и теперь" [37]. Ибо только совладение может обеспечить воссоединение человека и природы (их гомеостаз). При этом совладетелем земли и природных ресурсов может быть только человечество в целом, с учетом всех наших потомков. Т.е. денационализация земли и природных ресурсов, проводимая в России после 1991 года, является экологическим преступлением!