Очень мало уделяется внимания главному вопросу проблемы геологической формы движения- характеру и структуре противоречия, лежащего в ее основе. Исключением являются работы П.Н.Панюкова, в которых он стремится показать основное противоречие процессов, исследуемых геологией, выяснить характер взаимодействия между ними, специфику круговорота вещества и энергии в геологической системе. Он отмечает, что “все геологические процессы как экзогенные, так и эндогенные представляют собой единую, внутренне взаимосвязанную цепь превращений вещества планеты, геологической формы движения”.[10] Противоречивость геологической формы движенмя Панюков видит в том, что “геологические процессы проявляются в двух полярно противоположных формах- экзогеодинамической и эндогеодинамической. Первые протекают на базе гелиогенной энергии, носят эндотермический характер, сопровождаются интенсивной дифференциацией вещества. Вторые совершаются на базе внутренних энергетических источников (в том числе потенциальных энергетических ресурсов осадочных пород), носят в основном экзотермический характер и сопровождаются по преимуществу процессами смешения продуктов осадочной дифференциации”.[11]
Таким образом, по вопросу о конкретном содержании геологической формы движения имеются различные точки зрения. Некоторые из них противоречат друг другу и вместе с тем взаимно дополняют общую картину данной формы движения. Наиболее ярко и конкретно это показано наа примере литогенеза Г.Ф.Крашенинниковым. Он раскрывает связь и взаимную обусловленность физической, химической и других форм движения в литогенезе- процессе образования осадочных горных пород- и приходит к выводу, что нельзя понять и правильно оценить почти ни одного свойства , ни одного основного признака осадочных пород исходя только из одной какой-либо формы движения, поскольку в природе в процессе литогенеза на одну форму накладываются другие формы. Таким образом, конечный итог оказывается результатом суммарного воздействия других факторов, приобретающий качественно новые черты.
Обоснование возможности подвести геологические процессы под категорию “форма движения” неизбежно приводит к вопросу о месте геологической формы движения среди других форм. Как уже упоминалось выше, такой вопрос поставил Б.М.Кедров и разделил природу на две ветви органическую и неорганическую, каждой из которых соответствует своя форма движения (биологическая и геологическая). Кедров считает геологическую форму движения тупиковой, неперспективной, тогда как биологическая, по его мнению, перспективна и ведет к более высокой ступени развития- социальной форме движения. Геологическая форма движения, по Кедрову, представляет собой ответвление от общей линии исторически следующих друг за другом и вытекающих одна из другой форм движения. То что она стоит вне основного ряда развития, создает представление о ее “второстепенности”, “незаконности”, “неполноценности”, во всяком случае не такой “фундаментальности”, какой обладают химическая, биологическая, социальная формы движения. Поэтому такая точка зрения Кедрова подверглась критике как сторонниками выделения этой формы движения, так и ее противниками, причем для последних такое особое положение геологической формы послужило одним из основных поводов к ее отрицанию. Е.А.Куражковская пишет, что “если выводить геологическую и биологическую формы по принципу дивергенции от химической формы, то это приводит к отрыву геологической формы от биологической, следовательно, к отрыву от общей линии прогрессивного развития... Совершенно очевидно, что именно геологическая форма подготовила условия и явилась средой, в которой мог осуществиться переход от химии к жизни. Бесспорным является и тот факт, что эта форма движения является условием и средой существования органического мира на протяжении всей его истории”.[12]
Кроме того, в случае постулирования “особого” места геологической формы нарушается выдвинутый самим Б.М.Кедровым принцип единства структурного и генетических подходов к классификации форм движения, согласно которому предшествующие формы движения входят в последующие. Планета, очевидно, возникает раньше, служит условием возникновения жизни. Поэтому если связывать геологическую форму движения с планетной или какой-либо ее сферой, то эта форма должна предшествовать биологической (а не быть с ней параллельной) и входить в ее структуру.
Учитывая это, большинство авторов считает, что геологическая форма в генетическом ряду форм движения непосредственно предшествует биологической. В свою очередь, геологической форме, полагают некоторые, предшествует планетарная форма движения, необходимость выделения которой отмечается многими исследователями (Г.Л.Поспелов, М.М.Одинцов и др.).
Для такого представления о месте геологической формы движения имеются серьезные основания. Нельзя не признать и методологическую ценность этого подхода, покольку он нацеливает на более тщательный генетический анализ связи форм движения. Правда, данный анализ пока не продолжается дальше планетной формы движения. На ней генетический ряд обрывается. В результате возникает проблема соотношения планетной-геологической-биологической-социальной форм движения, с одной стороны, и группы форм движения, изучаемых физикой и химией,- с другой. Разрешая этот вопрос, Б.П.Высоцкий предлагает разделить все частные формы движения на три группы, следующие одна за другой: 1) элементарные, 2) структурные, 3) комплексные формы. К элементарным относятся субатомные, химическая, молекулярно-физическая; к структурным- космические (планетоидные и астрофизические), геологическая, биологическая и техническая; к комплексным- социальная. При этом Высоцкий отмечает неисторичность элементарных форм, всеобщность их распространения и взаимопереходный характер.
Интересную точку зрения на соотношение геологической формы движения с другими, в частности с химической , высказал В.Н.Комаров. Он считает, что названные формы движения возникают одновременно.
Наконец, стоит отметить подход направленный на выявление интегративных, системных свойств геологического объекта, на обнаружение основанй его функциоанальной и структурной целлостности, предложенный В.Г.Афанасьевым. Он показал, что материальными носителями форм движения являются целлостные системы. Он считает, что каждая из них обладает своими особыми компонентами, специфической организацией, своеобразным характером взаимодействия со средой, имеет свою историю, генетически связана с другими и обладает своеобразными функциями, интегративными свойствами.
Таким образом, в философской литературе выявлены два ряда генетически близких форм движения: первый- от планетной формы до социальной, второй- от субатомных форм до макрофизической. Вполне очевидно, что эти два ряда представляют собой фрагменты единого, более общего ряда форм движения. Однако, как эти группы связаны между собой, ясного и определенного ответа пока нет.
Обзор основных подходов к раскрытию содержания понятия “геологическая форма движения” показывает отсутствие единства взглядов, много слабых мест в ее обосновании. Прежде чем подвести итоги состояния проблемы, необходимо рассмотреть подходы к ней с противоположных позиций, что позволит более или менее объективно оценить саму проблему.
Альтернативные подходы к проблеме
Появление противоположных точек зрения на одно и то же явление, по-видимому, представляет необходимое условие становления проблемы как реально осознанного и фиксируемого гносеологического феномена. Их противоречивое столкновение выступает источником развития знания.
Исходя из этого, возражения против выделения геологической формы движения материи, с одной стороны, можно рассматривать как движущую силу развития проблемы, проявляющуюся в том, что противники положительного решения, фиксируя слабые места, логические противоречия, отсутствие достаточных оснований для выводов и т.д., тем самым способствуют позитивному решению проблемы. С другой стороны, альтернативная точка зрения на проблему представляет одно из ее решений и тут возникает уже обратная задача анализа ее логической последовательности и полноты аргументации, выявления ее теоретической и практической ценности.
Один из первых вопросов, который возникает при доказательстве необходимости выделения этой формы- это вопрос о том, почему Ф.Энгельс не выделял геологической формы движения, хотя геология в его время была уже достаточно развитой наукой. Исходя из этого, многие исследователи считают, что поскольку Энгельс не выделяет в своей классификации форм движения геологическую форму, то и вполне очевидно то, что ее отсутствие не требует доказательств.
Общепризнанным в учении о формах движения материи является положение о том, что генетически предшествующая форма включается в структуру последующей, более высокой формы. Поэтому перед исследователями, признающими геологическую форму движения, встает вопрос о вхождении ее в структуру биологической формы, поскольку принимается, что последняя генетически следует за первой. На данную сторону дела сразу же обратили внимание М.Н.Руткевич, И.В.Назаров и др. Они выдвигали это положение как один из главных аргументов против существования геологической формы движения. В литературе справедливо указывается, что геологические процессы выступают предпосылкой, условием возникновения жизни, однако об этом говорится не очень определенно, и центральный вопрос о том, входят они или не входят в биологическую форму движения, остается без ответа. Безусловно, такая ситуация ослабляет позиции сторонников геологической формы движения, но верно и то, что пока не доказано обратное, данный аргумент против существования геологической формы движения также не имеет полной силы. По-видимому, только разрешив труднейшую проблему науки, проблему происхождения и сущности жизни, можно понять связь геологической формы движения с биологической.