Смекни!
smekni.com

Плавания Виллема Баренца (стр. 3 из 3)

Снега к этому времени уже насыпало выше дома, и у них было две основные проблемы: борьба с холодом и выход из дома. Впервые недели зимовки они откапывали входную дверь. Но вскоре это сделалось невозможным, и пришлось тем, кто мог, вылезать наружу через каминную трубу. Помещение для отходов они выкопали прямо в снегу с наружной стороны дома. Днем, насколько это позволяли силы, они упражнялись в беге, ходьбе, прыжках и приносили тем, кто оставался в койках, горячие камни для согревания.

Так в трудах проходила зима. 17 апреля они увидели у берега чистую воду, а с 30 - незаходящее солнце. Поднялось настроение, но кончались припасы. В конце мая начали чинить лодки, чтобы на них возвращаться домой, т.к. уже не было сил дождаться, пока корабль освободится ото льда, если он вообще сумеет это сделать. Опять начали досаждать белые медведи.

14 июня 1597 г. на двух лодках зимовщики отправились в путь, захватив с собой самые ценные из купеческих товаров.

Виллем Баренц давно уже болел, но бодрился. Однако 20 июня 1597 г., попив воды, он скоропостижно скончался. Смерть Виллема Баренца сильно опечалила людей, ибо он был главным руководителем и незаменимым штурманом всей экспедиции, как написал позднее один из участников этого плавания.

Путь к югу был долог и труден из-за льдов, ветра и медведей. Однако стали попадаться большие гнездовья птиц, так что они смогли время от времени подкрепляться дичью и яйцами.

28 июля путешественники встретили два русских корабля. Тринадцать месяцев они не видели людей. С некоторыми из этих русских они встречались в прошлом году на о.Вайгач. Русские выразили сочувствие их бедственному положению и потере корабля. Они дали им немного еды и 29-го июля корабли и лодки расстались. Но теперь они уже были в местах, которые посещаются людьми. Кроме того, на островах они находили траву и ели ее пригоршнями, как лекарство от цинги. Это сразу подействовало, и путешественники заметно окрепли.

12 августа они встретили еще один русский корабль и купили на нем рыбу (102 штуки). Моряки также угостили их чем-то вроде рыбных пельменей, которые ели сами.

Встречи с русскими кораблями участились, но голландцы неверно определяли свое положение и немного заблудились. Они думали, что уже прошли Белое море, а на самом деле все еще находились восточнее мыса Канин Нос.

В ночь с 13-го на 14-е августа лодки потерялись в тумане, и каждая продолжала путь на запад самостоятельно. Встреча произошла 22 августа уже на Кольском полуострове.

16 августа при очередной встрече с русскими путешественники попытались выяснить, где же они находятся. Русские объяснили их положение. Голландцы вначале не поверили, а потом впали в отчаяние. Русские согласились продать им продовольствие: три мешка муки, вяленую рыбу, три копченых окорока, горшок масла и бочонок меда. Кроме того, моряки одаривали их продовольствием и из сочувствия. Голландцы получили солидное подкрепление своих уже скудных запасов.

20 августа голландцы достигли Кольского полуострова и в удобной бухте нашли маленькое русское поселение, в котором их встретили очень радушно. Кормили путешественников только вареной рыбой, т.к. другой еды у русских в этом поселке не было. Но рыбы они, наконец, смогли наесться вволю, чего давно уже не было.

23 августа голландцы распрощались с русскими и поплыли дальше. Часто встречались рыбацкие суда, с которых им бросали рыбу, хотя голландцы и пытались все время заплатить за нее. От рыбаков они услышали о трех голландских кораблях, стоявших в Коле. Сначала они не поверили этим сообщениям, т.к. собирались плыть на лодках в северную Норвегию, где можно было ожидать встречи с голландскими кораблями. 25 августа лодки пристали к берегу. После переговоров с русскими решено было отправить одного человека с лапландским проводником в Колу, чтобы проверить сообщения о голландских кораблях. 30-го числа состоялась встреча с соотечественниками, а 2-го сентября лодки прибыли, наконец, в Колу, где путешественники почувствовали себя в безопасности.

Лодки были оставлены на память в гостином дворе Колы. Отдохнув и подкрепившись, наши путешественники отправились в обратный путь. 1 ноября они прибыли в Амстердам, где их уже считали погибшими. Из плавания вернулось 12 человек. После этой экспедиции идея Северо-Восточного похода была надолго забыта. А море между Новой Землей и Шпицбергеном назвали в честь великого мореплавателя Баренцевым.